Вопрос № 63. Какие требования налагает иман на муъмина?

Нужно знать, что есть, такое понятие, как иман, но также есть требование имана. У человека иман будет тогда, когда у человека отсутствует куфр, то есть, он не вышел из рамок ислама, то в таком случае у него есть иман.
Но у имана есть требования, и ислам требует у мусульманина именно такой иман и это является высшей степенью. Эту степень человек может получить только тогда, когда он выполнит все те требования, который требует иман у муъмина.
Хадис № 26
الحدیث: 26
حَدَّثَنَا مُسَدَّدٌ، قَالَ: حَدَّثَنَا يَحْيَى، عَنْ شُعْبَةَ، عَنْ قَتَادَةَ، عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَعَنْ حُسَيْنٍ الْمُعَلِّمِ، قَالَ: حَدَّثَنَا قَتَادَةُ، عَنْ أَنَسٍ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ:» لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ».
[صحیح البخاري: 13، صحیح مسلم:45 ، مسند أحمد بن حنبل:13146، سنن النسائى:5031 ، جامع الترمذي:2515، سنن ابن ماجه: 66]
Передал Мусаддад, который сказал, что ему передал Яхья от Шуъбы, а тот от Катады, и он от Анаса رضي الله عنه, а Анас от пророка ﷺ ; а также этот хадис передается от Хусейна Аль — Муаллима, который сказал, что ему рассказал Катада, передав от Анаса, что пророк ﷺ сказал:
«Не уверует ни один из вас (иман его не будет полным) до тех пор, пока не будет желать, чтобы у вашего брата было то же, что нравится самому».
«Сахих» Аль-Бухари 13, «Сахих» Муслим 47.
«Сахих» Аль-Бухари, 13; «Сахих» Муслим, 45; «Муснад» Ахмад, 13146; «Сунан» Ан-Насаи, 5031; «Джамиу» Ат-Тирмизи, 2515; «Сунан» ибн Маджа, 66.
Анас رضي الله عنه говорит, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
« لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ —
Не уверует один из вас,
حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ —
пока он не полюбит для своего брата,
مَا — то, что
يُحِبُّ لِنَفْسِهِ —
любит для себя».
Аш-Шарха
(объяснение)
« لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ —
Не уверует один из вас.
Это предложение не означает, что у человека нет имана, что он является кафиром. Здесь имеется в виду, что у него нет того имана, который должен быть, тот иман, который востребован (مَطْلُوبٌ), иман высшей степени, то есть, такого имана у этого человека нет.
النفيُ هنا لا يُقصَدُ به نفْيُ أصلِ الإيمانِ، وإنَّما نفْيُ الكَمالِ —
Отрицание здесь не говорит об отсутствии имана как такового, а подразумевает полноту имана (иман высшей степени), говорит об отсутствии полного имана (иман человека не будет полным).
حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ —
пока он не полюбит для своего брата мусульманина.
Здесь указывается на достоинство мусульманина, а в общем, имеется в виду человек.
В хадисе иногда бывает слово «муслим», и имеется в виду человек. Потом есть некоторые степени, есть такие вещи, которые для кафира нельзя желать, такие, как например: силу, успех против мусульман. Также есть разница и разные степени у мусульманина, который является заблудшим и другой мусульманин, который находится в джамаъате.
لِأَخِيهِ —
для своего брата.
В этом есть общее понятие, и есть частное понятие. В общем людям надо желать хорошего, благого, но для брата, который находится в джамаъате, нужно желать то же самое, что желаешь для себя, потому что заблудший мусульманин может вред причинить своим заблуждением.
مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ —
то, что желает для себя.
Это не говорит о том, что нужно желать другим точно ту же самую вещь, которая есть у вас. Например, у вас есть имущество, но это не значит, чтобы вы это же самое имущество желаете для другого мусульманина, вы просто желаете, чтобы этот брат тоже был богатым. Или, например, вы имеете автомобиль, но это не означает, что вы этот же автомобиль желаете для другого брата, а это означает, что вы желаете, чтобы у него был свой автомобиль.
Имеется в виду, что вы желаете только хорошие вещи, не плохие вещи.
В одном ривайяте передается:
عَنْ أَنَسٍ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ:» وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ, لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ مِنَ الْخَيْرِ».
[سنن النسائي:5031]صحیح
Передаётся от Анаса, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках душа Мухаммада, не уверует ни один из вас, пока не будет желать своему брату тех же благ, что и себе!»
Сунан» Ан-Насаи, хадис 5031, сахих.
Анас رضي الله عنه говорит, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ —
Клянусь Тем, в Чьих руках душа Мухаммада,
لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ —
Не уверовал один из вас,
حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ مِنَ الْخَيْرِ —
пока не полюбит для своего брата то, что любит для себя,
مِنَ الْخَيْرِ —
из благого.
الْخَيْرِ —
это благо и это слово довод на то, что если вы любите что-то плохое, то это не надо желать другому. Например, вы любите курить сигарету, то не надо это желать другому.
В одном ривайяте передается:
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: « لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ، حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ، أَوَ قَالَ لِجَارِهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ «.
Передаётся от Анаса ибн Малика, что пророк ﷺ сказал: «Не уверует ни один из вас, пока не будет желать своему брату, (или же он сказал) своему соседу того же, что желает для себя».
[صحیح مسلم:45]
«Сахих» Муслим, хадис 45.
Сосед входит в категорию «общие люди».
Понимание хадиса
فِقْهُ الْحَدِيثِ (Пользы хадиса)
Мы поняли, что иман бывает двух видов. Один вид имана присутствует у человека, когда у него нет куфра, и это иман маленького уровня, и есть иман высшей степени.
Мы поняли, что дела тоже входят в иман.
Мы поняли, что иман увеличивается и уменьшается.
Ислам это не только название некоторых вещей, как намаз и так далее, а это значит, что человек должен очищать свое сердце.
Ислам хочет, чтобы у человека было воспитание и ислам является хорошим воспитанием. Ислам делает лучше психологию человека.
Ислам дает такое воспитание, чтобы человек желал другому то, что желает себе.
Ислам делает человека «большим».
Ислам очищает человека и убирает зависть внутри него.
Ислам делает человека таким, чтобы он, увидев чей-то успех и победу, мог относиться к этому нормально.
Ислам говорит, что для муъмина не подобает захватывать всё, призывает желать для других то, что желает для себя.
Этот хадис является формулой для нахождения в джамаъате, чтобы все братья и сестры поняли между собой, что успехи другого человека это есть и ваш успех.
Надо не только думать, но надо действовать и помогать, чтобы человек получил то, что вы для него желаете.
Из этого хадиса мы поняли, что нельзя желать для кого-то то, что не желаете себе.
Мы поняли, что есть муъмин, а есть «настоящий» муъмин, также есть муслим, а есть «настоящий» муслим.
Настоящий муъмин или настоящий муслим — это тот, кто выполняет требования ислама, как сказано в следующем хадисе.
Хадис № 27
حَدَّثَنَا آدَمُ بْنُ أَبِي إِيَاسٍ، قَالَ: حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِي السَّفَرِ، وَإِسْمَاعِيلَ بْنِ أَبِي خَالِدٍ، عَنْ الشَّعْبِيِّ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ:» الْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ، وَالْمُهَاجِرُ مَنْ هَجَرَ مَا نَهَى اللَّهُ عَنْهُ
[صحیح البخاري:10، صحیح مسلم:42، سنن أبي داود:2481 ]
Передал Адам ибн Абу Ияс, который сказал, что ему передал Шуъба от АбдуЛлаха ибн Абу Ас-Сафара и Исма’иля Ибн Абу Халида, далее от Аш-Шаъбийи, АбдуЛлаха ибн Амра رضي الله عنهما, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
«Настоящий муслим/настоящий мусульманин — это тот, от слов и дел которого другие мусульмане (все люди) находятся в безопасности, а мухаджир — это тот, кто оставит то, что запретил Аллах!»
«Сахих» Аль-Бухари, 10; «Сахих» Муслим, 42; «Сунан» Абу Давуд, 2481.
То есть, он рукой и языком не причиняет вред другим мусульманам.
وَالْمُهَاجِرُ —
а мухаджир, (وَالْمُهَاجِرُ – тот, кто переселился),
مَنْ هَجَرَ مَا نَهَى اللَّهُ عَنْهُ —
настоящий мухаджир — это тот, кто оставил то, что Аллах عَزَّ وَجَلَّ запретил.
Аш-Шарха
(объяснение)
الْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ –
«настоящий» мусульманин — это тот, который оставит в безопасности других мусульман (имеется в виду всех людей).
مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ —
от своего языка и руки.
Это значит, что:
рукой и языком не причинит вред или боль кому-то.
рукой и языком защитит кого-то, под словом «рукой» имеются ввиду дела и движение, чтобы он не делал: например, бить или убить кого-то, воровать и так далее.
Языком причинить вред — это значит, те боли и вред, которые человек причиняет другим через слова, например: обманывает, говорит злословие, проклятие, говорит такие слова, чтобы у него дух упал, какие- то новости, которые ему неприятны и тому подобное.
Такие хадисы как этот, являются «джауамиу ль-калим» (جَوَامِعُ الكَلِيم), то есть, когда мало слов, и очень много смысла.
وَالْمُهَاجِرُ مَنْ هَجَرَ مَا نَهَى اللَّهُ عَنْهُ а مُهَاجِرُ –
мухаджир — это тот, кто оставил (ушёл) то, что Аллах запретил!
Чтобы он оставил харам, а это имеется ввиду такуа.
В другом риваяте сказано:
عَنْ أَبِي مُوسَى ، قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَيُّ الإِسْلامِ أَفْضَلُ؟ قَالَ: « مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ، وَيَدِهِ «.
[صحیح مسلم:42]
Передаётся от Абу Мусы رضي الله عنه, он рассказывал, что спросил как-то у пророка ﷺ: «О, посланник Аллаха, чей ислам лучше?» Посланник Аллаха ответил: «Ислам того, рядом с кем люди будут в безопасности от его слов и дел».
قَالَ: « مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ، وَيَدِهِ —
Ислам того человека лучше, кто оставил в безопасности других мусульман от своего языка и рук.
«Сахих» Муслим, хадис 42.
Ислам — это одно, но есть разные виды и разные уровни того, как люди действуют по исламу.
В другом риваяте сказано:
قَالَ: حَدَّثَنِي فَضَالَةُ بْنُ عُبَيْدٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ ﷺ فِي حَجَّةِ الْوَدَاعِ: « أَلَا أُخْبِرُكُمْ بِالْمُؤْمِنِ؟ مَنْ أَمِنَهُ النَّاسُ عَلَى أَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ، وَالْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ النَّاسُمِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ، وَالْمُجَاهِدُ مَنْ جَاهَدَ نَفْسَهُ فِي طَاعَةِ اللهِ، وَالْمُهَاجِرُ مَنْ هَجَرَ الْخَطَايَا[ مسند احمد:23958]صحیح وَالذَّنُوبَ
Передал Фадаля ибн ‘Убайд, который рассказал, что посланник Аллаха ﷺ говорил на прощальном хадже: «Хотите, я расскажу вам, кто такой муъмин? Это тот, рядом с кем люди будут чувствовать себя в безопасности, не боясь ни за своё имущество, ни за себя самих, а мусульманин — это тот, от чьих слов и дел люди будут находиться в безопасности; муджахид — это тот, кто поборол себя, подчинившись Аллаху, и мухаджир — кто оставит ослушание и грехи».
Фадаля ибн `Убайд говорит, что посланник Аллаха ﷺ сказал
فِي حَجَّةِ الْوَدَاعِ —
на прощальном хадже:
أَلَا أُخْبِرُكُمْ بِالْمُؤْمِنِ –
«Хотите я вам скажу, кто настоящий муъмин?»
مَنْ أَمِنَهُ النَّاسُ عَلَى أَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ —
Настоящий мусульманин — это тот, с кем люди будут чувствовать себя в безопасности, не боясь за своё имущество и за себя самих.
Люди чувствуют себя в безопасности, люди уверены, что он не причинит вред нашему имуществу и нам.
وَالْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ النَّاسُ –
И мусульманин — это тот, кто оставил людей в безопасности
لِسَانِهِ وَيَدِهِ —
от своего языка и рук
وَالْمُجَاهِدُ مَنْ جَاهَدَ نَفْسَهُ فِي طَاعَةِ اللهِ، —
муджахид — это тот, кто делал джихад со своим нафсом в подчинении Аллаху.
وَالْمُهَاجِرُ مَنْ هَجَرَ الْخَطَايَا –
мухаджир – это тот, кто оставил ослушания и грехи.
«Муснад» Ахмад, хадис 23958, сахих.
Понимание хадиса
فِقْهُ الْحَدِيثِ (Пользы хадиса)
Мы поняли, что у ислама и имана есть некоторые требования к муслиму и муъмину.
Мы поняли, что настоящий мусульманин — это тот, кто своими словами и делами не причиняет другому мусульманину боль и вред, а наоборот, защищает. Тот мусульманин не является настоящим мусульманином, который издевается над другими, наговаривает и приносит ложное свидетельство.
Бывают некоторые люди, которые занимаются только тем, чтобы унизить кого-то перед глазами других людей, чтобы люди поняли, что он не хороший человек и это не является качеством мусульманина.
Муъмин — это тот, кто оставит в безопасности («амн» — это безопасность), это довод на то, что ислам — это религия безопасности.
Причинять кому-то вред и боль является харам, даже если это будет: словами и делами или имуществом.
Кто оставит грех, то он настоящий мухаджир.
Муджахид — это тот, кто делает джихад против своего нафса в подчинении Аллаху. И мы поняли, что такое представление неправильное, что муджахид — это только тот, кто воюет на войне, а, на самом деле, в джихаде есть разные виды, и высшая степень муджахида — это тот, кто получает правильное понимание религии и донесёт это правильное понимание до других, потому что самыми великими муджахидами были пророки ﷺ и они этим занимались. Например, пророк Ибрагим ﷺ не сражался и оружия не брал, но он был великий муджахид, потому что он старался для истины, так же пророк Иса ﷺ не брал в руки оружия, но он был великим муджахидом.
Мы поняли, что джихад против нафса — это тоже один вид джихада. Многие люди думают, что иман — это то, что внутри (в сердце), но это неправильно, так как у имана есть свои требования, так же, как у каждой вещи есть свои требования. То есть, в исламе есть требования к мусульманину и у имана есть требования к муъмину.
Хадис № 28
حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ ، حَدَّثَنَا أَبُو الأَحْوَصِ ، عَنْ أَبِي حَصِينٍ ، عَنْ أَبِي صَالِحٍ ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ، فَلَا يُؤْذِي جَارَهُ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ، فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَهُ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ، فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَسْكُتْ
[صحیح مسلم:47،صحیح البخاري:6575، سنن أبي داود:5154، جامع الترمذي:2500، سنن ابن ماجه:3971 ]
Передаётся от Абу Бакра ибн Абу Шейбы, ему передал Абу Аль Ахъуас от Абу Хасына, а тот от Абу Салиха, и он от Абу Хурайры, который рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто верует в Аллаха и в Судный день, пусть не притесняет своего соседа! Кто верует в Аллаха и в Последний день, пусть хорошо ухаживает за своими гостями! Кто верует в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит!»
«Сахих» Муслим, 47; «Сахих» Аль-Бухари, 6575; «Сунан» Абу Давуд, 5154; «Джамиу» Ат-Тирмизи, 2500; «Сунан» Ибн Маджа, 3971.
Абу Хурайра رضي الله عنه сказал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ —
кто уверовал в Аллаха и в Последний День
فَلَا يُؤْذِي جَارَهُ —
пусть не причиняет вред своему соседу
وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ —
кто уверовал в Аллаха и в Последний День
فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَهُ —
пусть уважает своего гостя
وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِر —
кто уверовал в Аллаха и в Последний День
فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَسْكُتْ —
пусть говорит благое или же молчит
Аш-Шарха
(объяснение)
مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ، فَلَا يُؤْذِي جَارَهُ —
Кто уверовал в Аллаха и в последний день, то пусть не приченяет вред своему соседу
يُؤْذِي —
это любая боль, беда и вред
جَارَهُ — сосед
В риваяте «Сахих» Муслим, хадис 47 сказано:
فَلْيُكْرِمْ جَارَهُ —
пусть уважает своего соседа
в другом риваяте сказано:
فَلْيُحْسِنْ إِلَى جَارِهِ —
пусть он хорошо относится к своему соседу.
«Сахих» Муслим, хадис 47.
Все эти риваяты являются риваяты бильмаъна, и цель хадиса — это смысл (مَعْنًى), то есть, разные слова и разные ривайяты являются объяснением для друг друга.
Ислам приказывает хорошо относится к соседям и это является фардом. Как совершать благо по отношению к соседям необходимо смотреть по «урфу». Слово «сосед» имеет общий смысл, например, те, кто живет рядом с твоим домом, с твоей комнатой и так далее, и нет разницы в том, что этот сосед мусульманин или кафир. Так же это касается страны, которые являются соседями, должны относится хорошо друг другу и это является фард над всеми мусульманами, которые уверовали в Аллаха и в Последний День.
وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَهُ —
И кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть уважает, пусть хорошо относится к гостю.
الآخِرِ فَلْيُكْرِمْ —
значит встречать гостя.
Это значит хорошо относится, что бы не было показухи, чрезмерности, так как, ислам запретил чрезмерность, чтобы это не было упреком, потому что это тоже большой грех, то есть, встречайте гостя по мере своей возможности, хорошо, с радостью.
وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرفَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَسْكُتْ —
И кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое или же молчит.
В одном риваяте сказано: أَوْ لِيَسْكُتْ — или же молчит.
«Сахих» Аль-Бухари, хадис 6138.
Некоторые люди говорят, что молчание — это лучшее и всегда нужно молчать, но ислам сначала приказал говорить благое (خَيْرًا). Благое — это то, что приносит пользу другому человеку. Обязательно нужно говорить против несправедливости (зульма) и это является фард, а молчать нужно только тогда, когда у человека нет хорошего (خَيْرًا), чтобы сказать, то есть, если он не может сказать хорошего, то пусть молчит.
Когда человек рассказывает Куръан и Сунну, то это «благое» (خَيْرًا) , когда призывает, делает «таблиг», то это «благое» (خَيْرًا) и это фард над теми мусульманами, которые уверовали в Аллаха и Последний День.
Слово «خَيْرًا хаир» сказано в общем смысле, то есть, это любые слова, которые принесут пользу людям. Иногда просто сидишь рядом с человеком и ему от этого становится приятно, у него снимается стресс, то это его права и это тоже благое (خَيْرًا) так же, как радовать человека своим языком.
Этот хадис говорит о том, что обязанность человека: уверовать в Аллаха, в Откровение, ниспосланное Аллахом, не совершать куфр, уверовать в Судный день, после этого фардом является делать «ихсан» — благо соседу и не доставлять ему неудобств, хорошо принимать гостей и говорить благое.
Понимание хадиса
فِقْهُ الْحَدِيثِ
(Пользы хадиса)
Мы поняли, что у имана есть свои требования, и когда человек выполняет эти требования, то тогда он становится настоящим муъмином. Иман — это не только «якын» убежденность, когда ты веришь в Аллаха и Судный День, а, на самом, деле вера в Аллаха – это когда ты ищешь Довольство Аллаха, а вера в Судный День – это когда ты готовишься к этому.
В исламе есть идеальный стиль, которым он исправляет людей. Например, здесь не сказано, что просто хорошо относитесь к человеку, а сказано, что, если кто-то верит в Аллаха и «Последний День». То есть, в этих словах есть сильное требование выполнять это и это есть хорошая мотивация. Ислам говорит, что, если вы считаете себя верующими в Аллаха и Судный день, не говорите бесполезные слова. Когда ислам запрещает коррупцию, воровство и обман, то вначале говорит об имане, потому что для оставления греха необходимо иметь сильный иман и любовь к Аллаху.
В этом хадисе есть ответ на вопрос людей, которые говорят, что, если человек от чистого сердца признает и верит в Аллаха, обязательно ли совершать дела для получения Довольства Аллаха? – Иблис тоже верил в Аллаха, признавал Его существование, но иман также требует исправить ваши дела, как сказано в этом хадисе.
Ислам рассказывает о двух видах прав. Первое – это права Аллаха (ﺣﻘﻮﻕ ﺍﻟﻠﻪ), то есть, верить в Аллаха, не проявлять сомнения, не совершать куфр и верить в Последний День.
Второе – это права людей («хукукуль-ибад»), например, хорошо относиться к соседу, совершать благо по отношению к людям, не доставлять неудобств, хорошо встречать гостей и говорить благо по отношению к людям, не говорить бесполезные слова, чтобы тратит их время.
Мы поняли, что хорошие дела не принимаются без правильного убеждения и имана, потому что здесь требование к человеку, у которого есть иман.
Мы поняли, что ислам объясняет идеально права людей, то есть, если человек хочет доказать, что он муъмин, то он должен выполнить права.
Для соседа есть много прав в исламе, даже если он кафир, поэтому надо хорошо к нему относиться, не причинять боль или вред. Примеров этого множество: не шуметь, не мешать, не оставлять мусор, не оставлять на дороге что-либо, например, автомобиль, не держать собаку, если она мешает соседям. В общем, мы понимаем, что ко всем соседям нужно относиться хорошо.
Для гостей тоже есть права и это фард. Соблюдение прав определяется по «урфу» и не надо в этом проявлять чрезмерность.
Иман требует, чтобы человек говорил благое и это великое воспитание, когда человек начинает контролировать свой язык, тем самым исправиться общество.
Ложь, оскорбление, высокомерие, злословие – это все бесполезные вещи и не имеют блага.
Ислам является естеством (фитрой) человека, то есть, это то, что хотят большинство людей. Ислам дает такое воспитание, которую, на самом деле, хотят люди. Но есть такие, кто даже слово «ислам» не любит для своей выгоды.
Великая формула ислама: «говорить благое или молчать».
Говорить благое (хаир) — это первый приказ. Если есть возможность, то надо говорить благое, потому что это принесет мирскую или религиозную пользу. А молчание нужно только тогда, когда в ваших словах не будет пользы, то есть, всегда молчать не надо, иногда это даже грех, но молчать надо тогда, когда от ваших слов будет фитна, фасад и так далее.