Очень важно знать, что человек поймет правильно Откровение (Уахийю) только в том случае, когда он познает Аллаха عزَّ وجلَّ. Человек познает Аллаха عزَّ وجلَّ только через Откровение (Уахийю) и нет иного способа для познания Аллаха عزَّ وجلَّ. Все способы, которые были придуманы для того, чтобы познать Аллаха عزَّ وجلَّ являются ложными, неправильными и являются нововведениями, например, те способы, которые придумали суфисты и шииты. Если человек познает Аллаха عزَّ وجلَّ, то поймет как Аллах عزّ وجلّ объясняет что-то в Откровении.
Напрмер, в хадисе сказано, что Аллах عزَّ و جلَّ становится рукой человека. Заблудшие люди, услышав это, попадают в заблуждение, и этим людям нужно знать, что Аллах عزَّ و جلَّ говорит в таком стиле, которым говорит сам человек.
Здесь мы коротко хотим объяснить, что Откровение (Уахийю) является руководством, инструкцией для человека, поэтому Откровение (Уахийю) разговаривает с человеком в таком стиле, чтобы человек понял. Например, человек по урфу говорит: «мне мое сердце подсказало». Также люди по общему стилю говорят: «в моем сердце есть для тебя любовь или мое сердце хочет».
На самом деле мы знаем, что намерение, желание и любовь — это дела мозга, а не сердца, но люди просто так привыкли говорить, и сподвижники رضي الله عنهم так разговаривали. Поэтому Откровение с ними разговаривало в таком же стиле, так как они разговаривали, потому что основной целью Откровения является то, чтобы человек исправился, и целью Откровения не является, чтобы человек понял, где находится намерение, какими являются дела мозга, сердца и так далее, ведь это такое знание, которое человек сам может получить из науки.
Хадис № 83
الحدیث:83
حَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ حَاتِمِ بْنِ مَيْمُونٍ ، حَدَّثَنَا بَهْزٌ ، حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ سَلَمَةَ ، عَنْ ثَابِتٍ ، عَنْ أَبِي رَافِعٍ ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: « إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَقُولُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ: يَا ابْنَ آدَمَ، مَرِضْتُ فَلَمْ تَعُدْنِي، قَالَ يَا رَبِّ: كَيْفَ أَعُودُكَ وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ؟ قَالَ: أَمَا عَلِمْتَ أَنَّ عَبْدِي فُلَانًا مَرِضَ فَلَمْ تَعُدْهُ؟ أَمَا عَلِمْتَ أَنَّكَ لَوْ عُدْتَهُ لَوَجَدْتَنِي عِنْدَهُ؟ يَا ابْنَ آدَمَ، اسْتَطْعَمْتُكَ فَلَمْ تُطْعِمْنِي، قَالَ يَا رَبِّ: وَكَيْفَ أُطْعِمُكَ وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ؟ قَالَ: أَمَا عَلِمْتَ أَنَّهُ اسْتَطْعَمَكَ عَبْدِي فُلَانٌ؟ فَلَمْ تُطْعِمْهُ، أَمَا عَلِمْتَ أَنَّكَ لَوْ أَطْعَمْتَهُ لَوَجَدْتَ ذَلِكَ عِنْدِي؟ يَا ابْنَ آدَمَ، اسْتَسْقَيْتُكَ فَلَمْ تَسْقِنِي، قَالَ يَا رَبِّ: كَيْفَ أَسْقِيكَ وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ؟ قَالَ: اسْتَسْقَاكَ عَبْدِي فُلَانٌ، فَلَمْ تَسْقِهِ، أَمَا إِنَّكَ لَوْ سَقَيْتَهُ وَجَدْتَ ذَلِكَ عِنْدِي؟ «.
[صحیح مسلم:2569]
Передал Мухаммад ибн Хатим ибн Маймун, которому передал Бахз, ему передал Хаммад ибн Саляма от Čабита, а тот от Абу Рафиа, который передал от Абу Хурайры, который рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Поистине, Всесильный и Великий Аллах в Судный день скажет: «О, сын Адама (человек)! Я заболел, а ты не навестил Меня…» Человек скажет: О, мой Господь! Как я могу навестить Тебя, ведь Ты Господь миров?!» Аллах скажет: «Знаешь ли ты, что когда мой такой-то раб заболел, то ты не навестил его, а если бы навестил, то обязательно обнаружил бы Меня рядом с ним?
О, сын Адама (человек), Я кормил тебя, а ты Меня не накормил!
Человек скажет: Господи, как мог я накормить Тебя, ведь Ты Господь миров!
Аллах скажет: А помнишь, как такой-то Мой раб просил у тебя еды, а ты не накормил его? Знай же, что если бы ты накормил его, то нашёл бы это у Меня! (Награду за это дело.)
О, сын Адама (человек)! Я просил у тебя дать Мне напиться, а ты не напоил Меня!
Человек скажет: Господь! Как я могу напоить Тебя, ведь Ты Господь Миров!
Аллах скажет: у тебя просил дать ему напиться такой-то Мой раб, а ты не дал ему, а если бы ты дал ему напиться, то нашёл бы это у Меня!» (Награду за это хорошее дело.)
«Сахих» Муслим, 2569.
أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ: — Абу Хурайра رضي الله عنه говорит:
قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: — Посланник Аллаха ﷺ сказал:
« إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ – Поистине, Аллах عزّ وجلّ
يَقُولُ — скажет
يَوْمَ الْقِيَامَةِ — в Судный день (обращаясь к людям):
يَا ابْنَ آدَمَ – О, сын Адама (о, человек)!
مَرِضْتُ — Я заболел,
فَلَمْ تَعُدْنِي — ты Меня не навещал.
قَالَ يَا رَبِّ — Человек скажет: О, мой Господь!
كَيْفَ أَعُودُكَ وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ؟ — Как я мог Тебя навестить, ведь Ты же Господь Миров?
قَالَ — Аллах скажет:
أَمَا عَلِمْتَ — а ты знаешь (помнишь),
أَنَّ عَبْدِي فُلَانًا — что Мой такой-то человек
مَرِضَ — заболел,
فَلَمْ تَعُدْهُ؟ — и ты не посещал его?
أَمَا عَلِمْتَ — А ты знаешь,
أَنَّكَ — что ты
لَوْ عُدْتَهُ — если бы его посещал,
لَوَجَدْتَنِي عِنْدَهُ؟ — ты бы Меня нашел у него.
يَا ابْنَ آدَمَ – О, сын Адама!
اسْتَطْعَمْتُكَ — Я попросил у тебя еды,
فَلَمْ تُطْعِمْنِي — ты Меня не накормил.
قَالَ يَا رَبِّ: — Он скажет: о, мой Господь!
وَكَيْفَ أُطْعِمُكَ وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ؟ — И как я мог Тебя накормить, ведь Ты же Господь миров!»
قَالَ: — Аллах скажет:
أَمَا عَلِمْتَ أَنَّهُ اسْتَطْعَمَكَ عَبْدِي فُلَانٌ؟ — А ты знаешь, что когда Мой такой-то человек попросил у тебя еды,
فَلَمْ تُطْعِمْهُ — ты не накормил его,
أَمَا عَلِمْتَ — а ты знаешь,
أَنَّكَ لَوْ أَطْعَمْتَهُ — если бы ты его накормил,
لَوَجَدْتَ ذَلِكَ عِنْدِي — ты бы это сейчас нашел у Меня.
То есть, ты бы сейчас награду получил здесь у Меня.
يَا ابْنَ آدَمَ – О, сын Адама (о, человек)!
اسْتَسْقَيْتُكَ — Я попросил у тебя питье (воды),
فَلَمْ تَسْقِنِي — ты не напоил Меня.
قَالَ يَا رَبِّ — он скажет: о, мой Господь!
كَيْفَ أَسْقِيكَ وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ؟ — Как я мог напоить Тебя, ведь Ты же Господь миров?
قَالَ: — Аллах скажет:
اسْتَسْقَاكَ – попросил у тебя попить
عَبْدِي فُلَانٌ — Мой такой-то человек,
فَلَمْ تَسْقِهِ — ты не напоил его,
أَمَا إِنَّكَ لَوْ سَقَيْتَهُ — а ты знаешь, что если бы ты его напоил,
وَجَدْتَ ذَلِكَ عِنْدِي — ты бы это сейчас нашел у Меня ».
То есть, получил бы награду.
«Сахих» Муслим, 2569.
Понимание хадиса
فِقْهُ الْحَدِيثِ (Пользы хадиса)
- Мы поняли, что Откровение (Уахийю) разговаривает с человеком в таком стиле, чтобы человек понял, потому что основная цель Откровения — это то, чтобы человек понял и исправил свои мысли и действия, и чтобы он выполнял права.
Все знают, что Аллах عزَّ و جلَّ не заболеет, но в этом хадисе Аллах عزّ وجلّ говорит, что заболел, был голодным. Например, Аллах عزّ وجلّ говорит: «Я с хорошими людьми», то есть, это не говорит о том, что Аллах عزَّ و جلَّ Своей Личностью находиться с людьми, но это говорит о том, что Аллах عزَّ و جلَّ поддерживает их, и сподвижники رضي الله عنهم так это поняли.
Также Откровение говорит, что в их сердцах есть болезнь, сомнения, но Откровение (Уахийю) разговаривает с человеком в таком стиле, как человек разговаривал в то время, чтобы человек понял. Также Аллах عزّ وجلّ говорит, что когда человек выполняет фард, обязательные дела, и после этого он совершает нафиль, то есть, дополнительные мустахаб дела, то Аллах عزَّ و جلَّ становится его рукой, его ногой и так далее. И очевидно, что это означает, что Аллах عزَّ و جلَّ помогает ему, дружит с ним, полюбит его и так далее. Поэтому, каждому человеку обязательно, чтобы он познал своего Господа Аллаха عزَّ وجلَّ и чтобы он познал стиль Откровения. Те люди, которые не познали Господа миров, не познали Аллаха عزَّ وجلَّ, возвеличивают пророка, имамов на высшем уровне (возвеличивают их выше, чем Аллаха عزَّ و جلَّ) и говорят, что Аллах عزَّ و جلَّ это все создал в честь своего пророка и также они говорят, что если какой-то пророк или уалий попросит, то Аллах عزَّ و جلَّ вынужден ответить и дать то, что они попросят. Это такие люди, которые не зауважали Аллаха عزَّ وجلَّ, не поняли статус Аллаха عزَّ و جلَّ, не поняли уважение «قَدْرٌ» к Аллаху عزَّ و جلَّ. Они не поняли, что пророки и аулия – это всего лишь создания «махлюк» и весь «махлюк» являются маленькой вещью, поэтому, христиане говорят, что Аллах عزَّ و جلَّ сделал Ису عليه السلام своим сыном, и это крайнее неуважение по отношению к Аллаху عَزَّ وَجَلَّ, а некоторые мусульмане говорят, что Аллах عزَّ و جلَّ создал Мухаммада ﷺ из Своего «Нура», и это является ширком. Так же некоторые люди не поняли стиль Откровения и поэтому попали в заблуждение. Они сказали, что Аллах عزَّ و جلَّ становится рукой человека, ногой человека, и говорят, что это означает «حُلُولٌ», то есть, они говорят, что Аллах عزَّ و جلَّ растворяется внутри человека. И говорят, что это означает «وَحْدَةٌ وُجُودٌ», то есть, Аллах عزَّ و جلَّ и человек становится одним телом, одной сущностью, и на основе этих убеждении был придуман суфизм, который является ложной религией.
Очень важно, чтобы человек познал Аллаха عزَّ وجلَّ, Господа Миров, познал, что Он очень Велик, и создания «махлюк» вместе с ангелами, пророками являются маленькой вещью. И необходимо, чтобы человек понял, что когда Аллах عزّ وجلّ отправляет Откровение, то Он отправляет это в таком стиле, который понятен людям, потому что это Откровение отправлено для людей.
- Из этого хадиса мы поняли достоинство и ценность посещения больного «عِيَادَةُ المَرِيضِ».
- Мы поняли, что когда человек навещает больного, то там находит Аллаха عزَّ وجلَّ, то есть, это означает, что он получит любовь Аллаха عزَّ و جلَّ. И если там он попросит дуа, то Аллах عزّ وجلّ примет это дуа.
- Аллах عزَّ و جلَّ любит все хорошие качества.
- В первую очередь для того, чтобы человек стал человеком нужно, чтобы он исправил свои качества и нужно чтобы у него появилось человечность, милость, чтобы он помогал бедным и нуждающимся, и через эти качества он получит Довольство Аллаха عزَّ و جلَّ и приближается к Аллаху عَزَّ وَجَلَّ.
- Каждое благое дело и каждое поклонение становится уасиля «وَسِيلَةٌ», и через каждое благое дело и поклонение человек приближается к Аллаху عزَّ و جلَّ, и это приближение «قُرْبٌ» и есть уасиля «وَسِيلَةٌ», то есть, когда человек совершает хорошие дела и просит дуа, то Аллах عزّ وجلّ принимает это дуа и это есть уасиля «وَسِيلَةٌ».
- Аллах عزّ وجلّ очень любит и Ему очень нравится помогать людям, помогать нуждающимся, поддерживать их психологически, финансовой и физической поддержкой, сидеть с ними, кормить их, напоить их и так далее. Аллах عَزَّ وَجَلَّ так любит эти дела, что говорит: «Я заболел, а ты Меня не навещал, Я был голоден, а ты не накормил Меня», и это указывает на достоинство этих дел.
- Аллах عزَّ و جلَّ знает и осведомлен о каждом деле человека, обо всем, что он делал и что не делал.
- Мы поняли, что благие дела человека не бывают напрасными и они обязательно принесут ему пользу, и у Аллаха عَزَّوَجَلَّ есть определенный статус и уважение для этих благих дел.