Вопрос № 67. Почему так много стало проблем у мусульман в этой жизни?

Почему у мусульман в мирской жизни много бед, проблем и горя Мы знаем, что у мусульман есть договор с Аллахом: Аллах обещает помогать мусульманину в мирской жизни, а в ахирате даровать Рай. Но мы сегодня видим, что в жизни мусульман есть беды и проблемы, которые не кончаются. Проблемы, связанные с финансами, домашние, психологические, политические… мусульмане стали как рабы, у них нет своих мыслей и т. д. Почему у них такие проблемы?


На этот вопрос дает ответ Курьан. Аллах عز و جل в Куръане говорит:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَىٰ * قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِي أَعْمَىٰ وَقَدْ كُنتُ بَصِيرًا * قَالَ كَذَٰلِكَ أَتَتْكَ آيَاتُنَا فَنَسِيتَهَا ۖ وَكَذَٰلِكَ الْيَوْمَ تُنسَىٰ


А кто отвернётся от Моего зикра/ Куръана, жизнь того станет сплошной проблемой/ полна трудностей, а в Судный День его воскресят слепым… Он спросит: «О, Господи! За что ты оживил меня слепым, ведь я же был зрячим?!» Аллах ответит: «Вот как ты оставил Мой Куръан, так же ты забыт сегодня!»…

(сура «Та Ха», аяты 124 – 126).


‎وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِى فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُۥ يَوْمَ ٱلْقِيَٰمَةِ أَعْمَىٰ —

а кто отвернется от Моего зикра /Куръана, того ожидает тяжкая жизнь, у него не будет баракята, а в Судный День Мы оживим его слепым.
‎قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِىٓ أَعْمَىٰ وَقَدْ كُنتُ بَصِيرًا —

Он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?»
‎قَالَ كَذَٰلِكَ أَتَتْكَ ءَايَٰتُنَا فَنَسِيتَهَا ۖ وَكَذَٰلِكَ ٱلْيَوْمَ تُنسَىٰ — Аллах скажет: «Вот так! Наши аяты /Куръан/ явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению».
Аллах говорит:

وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِى –

— а кто отвернется от Моего зикра…
Зикр – это Куръан. Но не только его чтение, أَعْرَضَ » — кто отвернулся», – не изучает Курьан, не действует в соответствии с изученным и не распространяет эти знания.
Сегодня мусульмане увлеклись изучением других книг, они следуют не Откровению, а словам ученых, распространяют другие книги, а Откровение оставили. Зикр – это одно из названий Куръана. Доводом, указывающим на то, что здесь под словом «зикр» речь идет о Куръане, служит следующий аят:
كَذَٰلِكَ أَتَتْكَ ءَايَٰتُنَا –

— Наши аяты явились к тебе.
ءَايَٰتُنَا – аяты из Куръана.
Все ученые муфассиры говорят, что здесь «зикр» – это Куръан.


Имам Ибн аль-Каййим رحمه الله говорит:


‎والمَعْنى: ومَن أعْرَضَ عَنْ كِتابِي ولَمْ يَتْبَعْهُ، فَإنَّ القُرْآنَ يُسَمّى ذِكْرًا.


Этот аят нужно понимать так: «кто отвернулся, не изучает, не выполняет предписания и не распространяет знания из Моей Книги — Куръана — и не следует ему…», то под словом «зикр» нужно понимать Куръан.


Очень много людей жалуется, что время быстро проходит, деньги быстро заканчиваются… Они оставили Куръан, поэтому баракята нет во времени, деньгах и т. д.; зарплата уходит на лечение или на что-то другое, вы даже не понимаете, на что потратили. Все потому, что мусульмане не действуют по Куръану, не изучают и не распространяют ислам.


Аллах عز و جل говорит:
‎فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةً ضَنكًا –

— его ожидает тяжкая жизнь!
То есть, не будет баракята, жизнь станет узкой, проблемной. Это наказание в мирской жизни. А в ахирате Аллах говорит:
وَنَحْشُرُهُۥ يَوْمَ ٱلْقِيَٰمَةِ أَعْمَىٰ –

— Мы оживим его слепым!..
‎قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِىٓ أَعْمَىٰ وَقَدْ كُنتُ بَصِيرًا —

он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?»

Аллах скажет:
‎قَالَ كَذَٰلِكَ أَتَتْكَ ءَايَٰتُنَا فَنَسِيتَهَا ۖ وَكَذَٰلِكَ ٱلْيَوْمَ تُنسَىٰ
‎كَذَٰلِكَ أَتَتْكَ ءَايَٰتُنَا –

— Наши аяты явились к тебе, –
речь идет об аятах из Куръана, –
‎فَنَسِيتَهَا –

— но ты предал их забвению.
Просто читал или заучивал, а не изучал.
Куръан ниспослан для того, чтобы человек его изучал, следовал ему, понял его смысл и распространял, объяснял другим людям.
‎وَكَذَٰلِكَ ٱلْيَوْمَ تُنسَىٰ –

— таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению.
То есть, как ты оставил Куръан, также Мы сегодня оставим тебя. Это страшно, если Аллах оставит тебя, потому что в Судный День необходимо будет спасение от Аллаха.


Имам Ибн аль-Каййим رحمه الله говорит:


‎أيْ: تُتْرَكُ في العَذابِ كَما تَرَكْتَ العَمَلَ بِآياتِنا —

Мы оставим тебя в наказании так же, как ты оставил наши аяты /не следовал Куръану…


Сегодня жизнь мусульман стала сложной, они как рабы, их жизнь полностью зависит от кяфиров, а причиной этому служит то, что они оставили Куръан и изучают другие книги, подчиняются кому-то другому в убеждениях и в делах. Когда мусульмане придерживались Куръана – изучали его, действовали в соответствии с ним и распространяли – их жизнь была лучше. Но когда они начали писать и изучать другие книги, у них появились разногласия, они начали писать разные книги по фикху, стихи, философию, стали суфистами и т. д. Но во всех этих книгах нет того, что есть в Куръане! Куръане и в сунне все коротко и ясно. У других книг нет таких качеств. Человек изучает фикх, но это не исправляет его убеждений и дел. Мы говорим о традиционном фикхе. Фикх Куръана и сунны – это другое. Философия не исправляет нрав человека. تَصَوُّفٌ суфизм не учит выполнять права своих детей, жен.
Суфисты даже не выполняют права своих детей, права своих жен, они убегают от них. Для них мирская жизнь – это то, что надо оставить. У них лучший – это тот, кто не общается с детьми, женой и т. д. Это полностью противоречит Куръану. На самом деле мусульмане должны это все оставить. У мусульман должны быть 2 вещи: уахьи (Откровение), и наука. И это нам говорит Куръан.
Куръан нам рассказывает про Адама (عليه السلام), почему он победил в том конкурсе с ангелами? За счёт чего? За счет мирских знаний, знания науки.
В первую очередь наука начинается с того, когда ты знаешь названия и имена вещей. Во времена Адама عليه السلام это было достаточно. В своё время пророки знали достаточно, сподвижники знали достаточно.
Сподвижники были на первом месте в науке. Их знания соответствовали их времени. И это закон Куръана – что победу и власть на этой планете дают тому, кто знает науки, технологии и т. д. Поэтому Адаму عليه السلامАллах عز وجل дал خِلافة хиляфа (власть) на Земле.
Мусульманин должен знать науку и знать Откровение. Сокровище, секрет счастья и успокоения – это ислам и Куръан. А если человек не знает ислама, не знает Куръан, то как он сможет получить это счастье и успокоение?


Раббуль ‘алямин (Господь миров) в Куръане Говорит:


قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَٰلِكَ فَلْيَفْرَحُوا هُوَ خَيْرٌ مِّمَّا يَجْمَعُونَ


Скажи: благам Аллаха и Его милости нужно радоваться! Это лучше того, что накапливают люди…


قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ –

— скажи: благам Аллаха и Его милости
فَبِذَٰلِكَ فَلْيَفْرَحُوا —

— радоваться нужно!
(это есть способы получить, достичь счастья и успокоения, радости)
هُوَ خَيْرٌ مِّمَّا يَجْمَعُونَ —

— это лучше того, что накапливают люди!

(сура «Йунус», аят 58).


Здесь بِفَضْلِ اللَّهِ – это Куръан. Имам Аль-Куртуби передает от Ибн Аббаса, что بِفَضْلِ اللَّهِ это Куръан.


Имам ибн Джарир говорит:


عَنْ أَبِي سَعِيد الْخُدْرِيّ , فِي قَوْله : { قُلْ بِفَضْلِ اللَّه وَرَحْمَته فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُوا } قَالَ : بِفَضْلِ اللَّه الْقُرْآن


Передаёт от Абу Саида Аль Худри, что он сказал насчёт слов «скажи: благам Аллаха и Его милости нужно радоваться», что «блага Аллаха» — это Куръан.

Имам ибн Джарир говорит:


وَالْقُرْآن الَّذِي أَنْزَلَهُ عَلَيْهِمْ خَيْر مِمَّا يَجْمَعُونَ


Куръан, ниспосланный вам, лучше того, что собирают и накапливают люди (из мирских благ, имущества).


И Раббуль ‘алямин (Господь Миров) в Куръане Говорит:


الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللَّهِ ۗ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ


Сердца тех, которые уверовали, успокаиваются зикром Аллаха; а чем, как не зикром Аллаха, успокаивать сердца?!


الَّذِينَ آمَنُوا – те, которые уверовали,
وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم – сердца которых
بِذِكْرِ اللَّهِ —

успокаивались «зикром»(поминанием) поминанием Аллаха
ۗ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ –

знайте, что только «зикром» (поминанием) Аллаха успокаиваются сердца.

(сура «ар-Раъд», аят 28).


Как мы уже говорили, у Куръана есть имена. Одно из них – зикр. То есть, успокаиваются Куръаном, счастье – в Куръане. Без Куръана мусульманин не может достичь успеха, уважения, идти правильным путём.
Бывает, что у мусульман возникают проблемы. Это – испытание, для того, чтобы Аллах повысил их в статусе, в степенях. Часто бывают у мусульман проблемы из-за того, они совершают грехи, и потому что не действуют по исламу, ослушаются Аллаха и Его посланника.


Аллах عز وجل в Куръане говорит:


وَمَا أَصَابَكُم مِّن مُّصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَن كَثِيرٍ


Какие беды вас не коснутся, то это только за то, что вы сотворили своими руками! А многое вам и прощается!..


وَمَا أَصَابَكُم مِّن مُّصِيبَةٍ –

и когда вас коснется беда,
فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ –

то это только за то, что вы творите своими руками.
وَيَعْفُو عَن كَثِير –

А Аллах прощает вам многое!..

(сура «аш-Шура», аят 30).


Этот аят – явный довод, указывающий, что именно грех является причиной бед и проблем, горя и печали, ситуации, в которой сегодня находятся мусульмане. Грех – это то, что Аллах обязал, но ты не делаешь, и то, что Аллах запретил, ты делаешь.


И Аллах عز وجل в Куръане говорит:


أَوَلَمَّا أَصَابَتْكُم مُّصِيبَةٌ قَدْ أَصَبْتُم مِّثْلَيْهَا قُلْتُمْ أَنَّىٰ هَٰذَا ۖ قُلْ هُوَ مِنْ عِندِ أَنفُسِكُمْ


Когда коснётся вас беда, вы вопрошаете: откуда это?! Скажи: это от вас самих!


أَوَلَمَّا أَصَابَتْكُم مُّصِيبَةٌ قَدْ أَصَبْتُم مِّثْلَيْهَا قُلْتُمْ أَنَّىٰ هَٰذَا – когда коснется вас какая-то беда, то вы вопрошаете: откуда это?
ۖ قُلْ هُوَ مِنْ عِندِ أَنفُسِكُم —

Скажи: «Это от вас же самих» (То есть вы совершали грехи, вы не действуете по Куръану).


Сура «Алю Имран», 165.


И Аллах عز وجل в Куръане говорит:


وَلَوْلَا أَن تُصِيبَهُم مُّصِيبَةٌ بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ


Беды и проблемы происходят с вами только из-за того, что вы совершили!..


وَلَوْلَا أَن تُصِيبَهُم مُّصِيبَةٌ –

Если коснулась вас беда,
بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِم –

то только за те грехи, которые вы совершали.

(сура «аль-Касас», аят 47).


Поэтому жизнь мусульманина сегодня стала проблемной – это по причине его грехов, самый главный из которых – то, что они оставили Куръан. Также другие грехи: мусульмане воруют, нарушают чужие права, злословят, проявляют высокомерие, в них присутствует национализм, и многие другие проблемы.


Аллах عز وجل в Куръане Говорит:


وَإِذَا أَذَقْنَا النَّاسَ رَحْمَةً فَرِحُوا بِهَا ۖ وَإِن تُصِبْهُمْ سَيِّئَةٌ بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ إِذَا هُمْ يَقْنَطُونَ


Когда приходит к людям милость/ благо, они радуются этому, а когда коснется их беда за те грехи, которые они совершили, они впадают в отчаяние…


وَإِذَا أَذَقْنَا النَّاسَ رَحْمَةً – когда коснется людей милость,
فَرِحُوا بِهَا ۖ – то они радуются этому,
وَإِن تُصِبْهُمْ سَيِّئَةٌ – когда коснется их беда
بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ – по причине их же грехов,
إِذَا هُمْ يَقْنَطُونَ – то они отчаиваются…


Сура «ар-Рум», аят 36.


Это говорит о том, что проблемы у человека возникают из-за его грехов. И когда он просит у Аллаха прощения, то ему прощается.

Не думайте, что все беды и проблемы, которые у вас есть, это все вам за ваши грехи, нет. У вас очень много грехов. Много есть таких грехов, за которые Аллах вас не наказал. Если бы Аллах наказывал за все грехи, то не осталось бы ни одной живой души. Но Аллах отсрочил наказание.


Аллахعز وجل в Куръане Говорит:


وَلَوْ يُؤَاخِذُ اللَّهُ النَّاسَ بِمَا كَسَبُوا مَا تَرَكَ عَلَىٰ ظَهْرِهَا مِن دَابَّةٍ وَلَٰكِن يُؤَخِّرُهُمْ إِلَىٰ أَجَلٍ مُّسَمًّ


А если бы стал Аллах наказывать людей за всё, что они совершили, то не осталось бы на земле ни одной живой души! Но им отсрочено до назначенного срока/ до Судного Дня.


وَلَوْ يُؤَاخِذُ اللَّهُ النَّاسَ بِمَا كَسَبُوا –

Если бы Аллах наказывал людей за их грехи,
مَا تَرَكَ — не осталось бы
عَلَىٰ ظَهْرِهَا – на этой земле
مِن دَابَّةٍ – ни одной живой души.
وَلَٰكِن – но люди совершают грехи.
يُؤَخِّرُهُمْ إِلَىٰ أَجَلٍ مُّسَمّ –

Аллах все эти грехи собирает и накажет за это в Судный День.


Сура «Фатыр», аят 45.


И также Аллах عز وجل в Куръане Говорит:


فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ


Пусть поостерегутся те, кто противоречат его приказам, ведь их может коснуться фитна и настичь тяжкие мучения!

(сура «ан-Нур», аят 63).


Фитна – это наказание, искушения, которые постигают человека в дунья, а тяжкие мучения – в ахыра.