Вопрос № 89. Какие семь компонентов составляют веру в Аллаха (الإيمان بالله)?

Мы уже говорили, что смысл слова иман (الإيمان) – это не сомневаться
«يَقِينٌ» (убежденность).
У имана есть разные уровни: это, в первую очередь, «يَقِينٌ»
(убежденность), есть и другие уровни имана, в которые входят дела
(أَفْعَالٌ).
Что касается слова «عَقِيدَةٌ» (убеждение, вера), то оно произошло от
слова «عَقَدَ» (завязывать), то есть, «завязать свой мозг» с информацией,
которая пришла через Откровение, и не сомневаться в этом.
Важная составляющая имана – это вера в Аллаха عزَّ و جل (الإيمان بالله)
Семь важных компонентов, которые составляют веру в Аллаха عزَّ و جل
(الإيمان بالله):

  1. Уверовать в личность Аллаха عزَّ و جلَّ, в Его существование.
  2. Уверовать в Его Прекрасные Имена и Качества (الأسماء والصفات).
  3. Уверовать в Дела Аллаха عزَّ و جلَّ (الأَفْعَال الله).
  4. Уверовать в Откровение Аллаха عزَّ و جلَّ, которое Он отправил.
  5. Уверовать в поклонение Одному Аллаху, что только Он достоин
    поклонения.
  6. Не отрицать то, что доказано из Откровения насчет Аллаха عزَّ و
    جلَّ, не менять значения и принимать, именно так, как ниспослано
    в Откровении.
  7. Не сочинять от себя ничего, что не доказано из Откровения для
    Аллаха عزَّ و جلَّ, то есть, не добавлять от себя какое-то
    уподобление (تَشْبِيهٌ — сходство) для Аллаха عزَّ و جلَّ, это значит, не
    объяснять положение Качеств Аллаха عزَّ و جلَّ, не приводить
    пример для Аллаха عزَّ و جلَّ.
  8. Уверовать в личность Аллаха عزَّ و جلَّ, в Его существование, то есть,
    иметь такое убеждение, что Аллах عزَّ و جلَّ существует, для Него нет

начала и конца, и эту Личность Аллаха عزَّ و جلَّ никто Ему не дал.

  1. Уверовать в Его Прекрасные Имена и Качества (الأسماء والصفات), в то,
    что Аллах عزَّ و جلَّ является Великим, и у Него есть Прекрасные Имена и
    Качества, Он Всемогущий, Всезнающий, у Него нет никаких недостатков,
    Ему ничего не нужно.
    Нельзя давать «махлюку» какое-то Качество Аллаха عزَّ و جلَّ, потому
    что Качества Аллаха عزَّ و جلَّ принадлежат только Аллаху عزَّ و جلَّ, и это не
    такие качества, как качества людей (махлюка).
    Например, Аллах عزَّ و جلَّ является Господь (رَبٌّ), Создатель (الخالق), Он
    всё знает, и нет такого, как Он. Аллах عزَّ و جلَّ над всякой вещью мощен, и
    нет такого другого, который над всякой вещью мощен.
    Аллаху нельзя давать качества «махлюка», например, человек спит, а
    Аллах عزَّ و جلَّ не спит, человек кушает, а Аллах عزَّ و جلَّ не кушает, человек
    слабый, а Аллах عزَّ و جلَّ не слабый, человек стареет, а Аллах عزَّ و جلَّ не
    стареет, на Аллаха عزَّ و جلَّ ничто не влияет, Аллах عزَّ و جلَّ ни в чем не
    нуждается.
    Аллах не совершает несправедливость, у Аллаха عزَّ و جلَّ не бывает
    детей, а у человека есть дети, у Аллаха عزَّ و جلَّ нет сына. Иметь сына –
    это качество человека, а христиане это качество придают Аллаху عزَّ و جلَّ,
    и это является куфром и ширком.
    Важный момент насчет имана, есть такой закон, что нужно
    обязательно верить в то, что доказано из Откровения, и нельзя менять
    значение этого, необходимо верить, именно, так, как пришло в
    Откровении, и от себя не объяснять положения этого.
    Например, Аллах عزَّ و جلَّ сказал насчет Себя, что у Него есть Рука, то
    нам так и надо верить, что у Аллаха عزَّ و جلَّ есть Рука, и не надо менять
    значение этого, придумывать от себя и говорить, что Рука — это значит
    «могущество» (قُدْرَةٌ) — это называется «таъвиль» (تَأْوِيلٌ — когда искажают его
    явный смысл), то есть, в Качествах Аллаха عزَّ و جلَّ нельзя делать
    «таъвиль».
    Также нельзя давать тафсир этим Качествам Аллаха عزَّ و جلَّ, объясняя
    положение этих Качеств, что такое Качество Аллаха عزَّ و جلَّ будет таким-
    то и таким-то.
    Необходимо принимать только то, что пришло в Откровении, и в это
    нужно верить.
    Такое убеждение «عَقِيدَةٌ» доказано из аята.
    Аллах عزَّ و جلَّ в Куръане говорит:
    قَالُوا سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَا إِلَّا مَا عَلَّمْتَنَا إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ
    Они (ангелы) ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты
    научил нас. Воистину, Ты — Знающий, Мудрый».
    Сура Аль-Бакара, аят 32.
    Насчет Качеств Аллаха عزَّ و جلَّ этот аят является великой формулой.
    В этом аяте Аллах عزَّ و جلَّ говорит:

● قَالُوا سُبْحَانَكَ — Они (ангелы) сказали: Пречист Ты!
Аллах عزَّ و جلَّ Пречист от примеров (сравнений), для Аллаха عزَّ و جلَّ нет
ничего подобного, Он Пречист от уподобления, сходства (تَشْبِيهٌ).
● لَا عِلْمَ لَنَا — Мы не знаем,
● إِلَّا مَا عَلَّمْتَنَا — знаем только то, чему Ты нас научил.
На самом деле, это сказали ангелы, но в этом очень большой урок для
человека:
у Аллаха عزَّ و جلَّ только то, что сказано в Откровении. Мы не знаем
ничего насчет Качеств Аллаха عزَّ و جلَّ, кроме того, что сказано в
Откровении про Аллаха عزَّ و جلَّ, и мы ничего не добавляем от себя.
● إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ – Ты — Знающий, Мудрый, то есть, Аллах عزَّ و جلَّ
перечисляет Свои Качества.
Насчет Качеств Аллаха عزَّ و جلَّ (الصفات) эти четыре вещи являются
формулой:
1) Аллах عزَّ و جلَّ пречист от качеств «махлюка»
2) У Аллаха عزَّ و جلَّ есть Свои Качества, которые только у Него
3) Верить в те Качества Аллаха عزَّ و جلَّ, которые доказаны из
Откровения.
Отрицать их или менять их значение является «харамом».
4) Нельзя объяснять положение этих Качеств, то есть, от себя не надо
давать какой-то тафсир (объяснение), об нельзя даже думать и
задавать вопросы.

  1. Уверовать в Дела Аллаха عزَّ و جلَّ (الأَفْعَال الله).
    Аллах عزَّ و جلَّ все создал, все контролирует, Он является Хозяином
    всего, Он дает жизнь и смерть, результат каждого действия в Его Руках,
    будет только то, что пожелает Аллах, он не нуждается ни в какой помощи
    и так далее, по-другому это называется «ар-Рабубийя» (رُبُوبِيَّةٌ) – дела
    Аллаха عزَّ و جلَّ.
    Необходимо верить в то, что Аллах عزَّ و جلَّ является Создателем
    (الخالق), Хозяином (الملك), Он контролирует и ведет эту систему (القيوم), Он
    Тот, Кто достоин поклонения (аль-Ма’буд (المَعْبُودٌ — Объект поклонения), и
    нет никого, достойного поклонения, кроме Него.
  2. Уверовать в то, что только Аллах عزَّ و جلَّ достоин поклонения.
    То есть, имеет такое убеждение, что Аллах عزَّ و جلَّ является аль-
    Ма’буд المَعْبُودٌ (Объект поклонения), и кроме Него нет истинного объекта
    поклонения. Право Аллаха عزَّ و جلَّ, чтобы Ему поклонялись, и
    поклоняться кому-то, кроме Аллаха عزَّ و جلَّ является ширком, это
    называется «الأُلُوهِيَّةٌ, или العُبُودِيَّةٌ», то есть, поклоняться обязательно только
    Аллаху عزَّ و جلَّ!
  3. Верить в Откровение Аллаха عزَّ و جلَّ, которое Он отправил.
    Правильная вера в Аллаха عزَّ و جلَّ – не сомневаться в том Откровении,
    которое Он нам отправил, то есть, нельзя сомневаться в том, что

доказано от Господа Миров (رَبّ الْعَالَمِين).
А сомневаться в Его Откровении, значит сомневаться в Аллахе (в Его
существовании, в Его Качествах и в Его делах).

  1. Верить и не отрицать то, что доказано из Откровения насчет
    Аллаха عزَّ و جلَّ, не менять значения и принимать именно так, как
    ниспослано в Откровении.
    Например, верить, что у Аллаха عزَّ و جلَّ есть Рука, Нога, Лик, Глаз, Он
    разговаривает, Он находится над Аршем и так далее.
  2. Нельзя сочинять от себя ничего, что не доказано из Откровения
    для Аллаха عزَّ و جلَّ, то есть, не добавлять от себя какое-то уподобление
    (تَشْبِيهٌ — сходство) для Аллаха عزَّ و جلَّ, это значит, не объяснять положение
    Качеств Аллаха عزَّ و جلَّ, не приводить пример для Аллаха عزَّ و جلَّ.
    Если в Откровении сказано, что у Аллаха عزَّ و جلَّ есть Рука, то в это
    нужно верить, и не сочинять от себя, что это такая-то Рука или такая-то,
    и нельзя придумывать какое-то сходство (تَشْبِيهٌ) или приводить какой-то
    пример.