Вопрос № 161. Обязательно ли считать харамом то, на что ученый скажет харам?

Если какой-то ученый скажет на какую-то вещь харам, то это не значит, что эта вещь будет харамом. Необходимо, чтобы человек узнал, почему это вещь является харамом. Если из Уахийю, Откровения доказано, что эта вещь харам, то это харам, если же не доказано из Откровения, то не будет харамом. 

Какая-то вещь не станет харамом из-за того, что какой-то ученый считает его харамом, также какая-то вещь не станет ваджибом, если какой-то ученый скажет, что она ваджиб. 

Если какой-то человек считает какую-то вещь харамом только потому, что какой-то ученый сказал на нее харам, то это будет ширком. В Куръане говорится, что таким образом поступали иудеи и христиане (яхуды и насара), и когда их ученые говорили на какую-то вещь харам, то они считали ее харамом, или когда их ученые вводили что-то новое в религию, то они считали ее религией. 

Аллах عزّ وجلّ говорит в Куръане, что они сделали своих ученых маъбудами, объектами поклонения (أَرْبَابٌ). 

ٱتَّخَذُوۤا۟ أَحۡبَارَهُمۡ وَرُهۡبَـٰنَهُمۡ أَرۡبَابࣰا مِّن دُونِ ٱللَّهِ وَٱلۡمَسِیحَ ٱبۡنَ مَرۡیَمَ وَمَاۤ أُمِرُوۤا۟ إِلَّا لِیَعۡبُدُوۤا۟ إِلَـٰهࣰا وَ ٰ⁠حِدࣰا لَّاۤ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ سُبۡحَـٰنَهُۥ عَمَّا یُشۡرِكُونَ

Сура «Ат-Тауба», аят 31.

ٱتَّخَذُوۤا۟ أَحۡبَارَهُمۡ وَرُهۡبَـٰنَهُمۡ أَرۡبَابࣰا مِّن دُونِ ٱللَّهِ — они взяли своих ученых и монахов أَرۡبَابࣰا مِّن دُونِ ٱللَّهِ

أَرۡبَابٌ — это множественное число, единственное число ربّ. 

ربّ — это маъбуд. 

То есть, они сделали своих ученых объектами поклонения مِّن دُونِ ٱللَّهِ, помимо Аллаха. 

وَٱلۡمَسِیحَ ٱبۡنَ مَرۡیَمَ — и они начали поклоняться Масиху (Исе) сыну Марьям. 

وَمَاۤ أُمِرُوۤا۟ إِلَّا لِیَعۡبُدُوۤا۟ إِلَـٰهࣰا وَ ٰ⁠حِدࣰا — а ведь им было приказано поклоняться Одному Аллаху. 

لَّاۤ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ — нет достойного поклонения кроме Него. 

سُبۡحَـٰنَهُۥ — пречист Он! 

عَمَّا یُشۡرِكُونَ — От тех, кого вы придаете Ему в сотоварищи. 

Надо знать, что в истории есть много вещей, на которые ученые сказали, что это харам, и дали такую фатву. Например, раньше многие ученые считали, что видео снимать является харамом, и потом эти же ученые поменяли свои мнения. Также много ученых считали, что азан давать через микрофон является харамом, и, впоследствии, они сами начали использовать микрофон. Есть такие фатвы, которые запрещали автомобили, самолеты и так далее, и есть фатвы ученых, в которых они говорят, что в школах учиться нельзя, что физику, химию и биологию изучать харам. 

А не так давно ученые говорили, что нельзя связываться с банком, что это харам, что брать там деньги и положить туда деньги с прибылью является харам, и впоследствии ученые поняли этот вопрос, что это вовсе не харам и поменяли свои мнения. И таких примеров очень много. 

Поэтому нужно знать, что если какие-то ученые сказали на какую-то вещь харам, то это не становится харамом, ведь на это нужен довод и доказательства. 

Например, ученые говорят, что если в каком-то бизнесе вместе не будут и прибыль и убыток, то это харам, и убыток они добавили как обязательное условие. Они говорят, что когда будет иногда прибыль, иногда убыток, то это будет нормальным бизнесом, но на это нет никакого довода, но так написано в их книгах. Также ученые говорят, что если в каком-то бизнесе не будет риска, то это будет харам, но это не доказано из Откровения. 

Также ученые говорят, что получать имущество через имущество является рибаъ, харам, хотя, на самом деле, об этом не сказано ни в каком-то аяте или хадисе. 

Конечно, человек, у которого нет знания будет спрашивать у ученых, потому Куръан приказывает спрашивать у ученых. 

Аллах عزّ وجلّ говорит в Куръане:

فَسۡـَٔلُوۤا۟ أَهۡلَ ٱلذِّكۡرِ إِن كُنتُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ 

Спросите у знающих, если вы сами не знаете. 

Сура «Ан-Нахль», аят 43.

Но в этом аяте не говорится о том, что спросите у ученых и если они вам скажут, то делайте это и этого достаточно, принимайте их слова без довода и доказательства, нет. Является обязательным, чтобы вы требовали у них довод и доказательства, почему эта вещь является харамом, почему ваджиб и так далее. 

Слова ученых нельзя принимать, пока они не докажут свои слова из Откровения, потому что это приближает вас к ширку. 

В этом аяте Аллах عزّ وجلّ не говорит о том, чтобы спрашивали ученых и делали то, что они скажут, нет. 

Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит:

فَسۡـَٔلُوۤا۟ أَهۡلَ ٱلذِّكۡرِ : спросите у тех ученых, которые вам приведут довод из Откровения, Куръана и Сунны.

أَهۡلَ ٱلذِّكۡرِ — это имеется в виду Откровение, Уахийю. 

Ислам вообще не разрешает, чтобы принимали слова учёных без довода. 

Аллах عزّ وجلّ в Куръане говорит:

قُلۡ هَاتُوا۟ بُرۡهَـٰنَكُمۡ إِن كُنتُمۡ صَـٰدِقِینَ

Скажи, принесите свой довод, если вы правдивы. 

Сура «Ан-Намль», аят 64.

Поначалу люди всегда спрашивают у ученых, а ученые могут их обманывать, и могут сказать, что есть довод, есть такой-то аят или хадис и это может будет неправильно, но за это они ответят сами, а не вы.