Мы поняли, что ислам состоит из восьми вещей, и разъяснение этих вещей это и есть разъяснение ислама.
1. Иман الْإِيمَان
Иман означает, что нужно верить в любую достоверную информацию из Откровения и не проявлять в этом никаких сомнений.
Мы должны верить в Откровение, считать, что Откровение служит доводом и неопровержимой истиной, должны верить в Аллаха عزّ وجلّ, верить в ангелов, в Священные писания, в пророков, в кадар Аллаха عزّ وجلّ / قَدَرُ اللَّهِ в Судный день, в Рай и Ад.
Противоположное по смыслу слово слову иман — это كُفْرٌ куфр: то, что выводит человека из ислама. Существует сорок вещей, которые выводят человека из ислама, и тот, кто будет совершать что-нибудь из этого, то есть, куфр, не войдёт в Рай.
2. Таухид التَّوْحِيد
Таухид — это считать Аллаха عزَّ وجلَّ единственно достойным для поклонения и не придавать Его Качеств никому другому; то есть, таухид — это не придавать Аллаху عزّ وجلَّ равных. То есть, признавать за Аллахом Его исключительное право обладать уникальными Качествами.
Есть четыре вещи, которые принадлежат только Аллаху عزَّ وجلَّ :
- Личность Аллаха/ ذَاتُ اللَّهِ ҙа́туЛлах. Личность Аллаха над Аршем, над небесами.
- Качества Аллаха/ صِفَاتُ اللَّهِ сыфа́туЛлах. Например, Аллах всё знает и Всемогущ. Это сыфат Аллаха, Его качество.
- Действия Аллаха/ أَفْعالُ اللَّهِ афъаль Аллаха. Он создал нас, Он наш Господь. Это действие Аллаха عزَّ وجلَّ.
- Поклонение Аллаху/ عِبَادَةُ اللَّهِ’иба́датуЛлах. Поклонение – это деяния, أَفْعالُ афъаль человека. Есть такие деяния, которые предназначены только для Аллаха عزّ وجلّ, Аллах избрал для Себя, а это – поклонение/ ’иба́да.
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ / нет истинного объекта поклонения, кроме Аллаха. Это означает, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха عزَّ وجلَّ.
إِلَه / иляɦ – это مَعْبُود ма’буд: тот, кому поклоняются (от слова عِبَادَةٌ ‘ибада: поклонение).
لاَ / ля: нет; إِلَهَ / иляɦ: маъбуд; إِلاَّ / илля: кроме; اللَّهُ/ Аллаɦ: Аллах.
Только Аллах عزَّ وجلَّ достоин того, чтобы Ему поклонялись, и никто кроме Него.
Тот, кто признаёт эти вещи только за Аллахом, соблюдает таухид, а кто допускает возможность, что кто-то ещё обладает подобными качествами или действиями, совершает ширк.
3. Знание عِلْمٌ / ‘ильм
Религиозное знание – это знание Откровения/ уахью и его правильное понимание, – то есть, необходимо правильное понимание Откровения: понимание сподвижников رضي الله عنهم.
Знание, عِلْمٌ / ‘ильм, – это знание Куръана и хадисов. И знание не означает, что нужно выучить их наизусть, а означает, что нужно понимать.
Хадис حَدِيثٌ , множественное число أَحَادِيثُ / аха́диč̣: это то, что сказал пророк صلى الله عليه وسلم насчёт религии, или то, что как он совершал поклонение. По-другому это называется السُّنَّةُ сунна.
У нас помимо Куръана есть книги, в которых собраны хадисы. Например, «Сахих» аль-Бухари.
Надо знать, что Аллах عَزَّ وجَلَّ создал различные творения, مَخْلُوقَاتٌ /мах̇люка́т, одни из которых – это ангелы: مَلاَئِكَةٌ / маля́икя, их Аллах عَزَّ وجَلَّ создал из света: نُورٌ /нур. Среди них есть ангел, которого зовут جِبْرِيلُ عليه السلام Джибриль, мир ему!
Аллах عَزَّ وجَلَّ через Джибриля عليه السلام передал Куръан, то есть: Аллах Сказал, Джибриль услышал и принёс Мухаммаду صَلَّى الله عليه وسلم, Мухаммад صلى الله عليه وسلم запомнил и обучил своих учеников, сподвижников رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُم, и через свои хадисы разъяснил Куръан.
Например, в Куръане говорится, чтобы мусульмане читали салят/ намаз, но не говорится, чтобы читали его пять раз, или же не говорится о количестве ракяатов, а это объясняется в хадисах. Поэтому хадисы служат объяснением, разъяснением Куръана.
Куръан и хадисы – это религия, это и есть знания.
4. Праведные дела الأَعْمَلُ الصَّالِحُ/ ‘амалю c̣алих
الأَعْمَلُ الصَّالِحُ/ аль-‘амалю c̣алих – это все хорошие дела; также, и столпы, أَرْكَانُ الإسلام/ аркяны ислама, شَهَادَةٌ/ шаɦада: لَا إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّٰهُ وَمُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ/ля иляха илляЛлах, Мухаммаду расулюЛлах, салят/ намаз, закят, пост, хадж и каждое благое дело, – например, хорошее отношение к людям, благодеяние родителям, хороший нрав, соблюдение прав людей, расходование имущества на религию Аллаха عزَّ وجلَّ и так далее.
Даже кушать и сказать «бисмиЛлях»/ بِسْمِ اللَّهِ, а после еды восхвалить и поблагодарить Аллаха عزَّ وجلَّ, при встрече говорить «ассаляму ‘аляйкум»/ السَّلَامُ عَلَيْكُمْ и отвечать «уа ‘аляйкумуссалям»/وَعَلَيْكُمُ السَّلاَمُ , также – соблюдение чистоты, уважение прав гостя и многое другое.
5. Такъуа التَّقْوَى
Такъуа التَّقْوَ означает сторониться грехов. Например, сторониться таких грехов, как зульм, фасад, вред, убийства, обман, злословие, высокомерие, зависть, ненависть, оскорбление, ругань, бесполезный спор.
Человек, который соблюдает такъуа называется муттакын (مُتَّقين), и он является друг, аулия (أَوْلِيَاءُ) Аллаха عزّ وجلّ.
6. Таблиг̇ التَّبْلِيغُ
Донести Откровение с его правильным смыслом до других называется таблиг̇ التَّبْلِيغُ.
Религия ислам — это религия Аллаха عزّ وجلّ, а мусульманин это тот, кто изучает ислам, действует по исламу, объясняет его и доносит до других.
Ислам нужно распространять любым способом, и это фард, право ислама, но надо знать, что распространять его надо на основе доводов и доказательств.
7. Джамаат الجَمَاعَةُ
Одна из целей ислама — это останавливать несправедливость: зульм (ظُلْمٌ), и это невозможно сделать без джамаата. Поэтому ислам обязал человека находиться в джамаате, и это фард, обязательно, и ислам запретил оставлять, бросать джамаат и отдаляться от джамаата.
В двух случаях человек оставляет джамаат: когда изолируется и живёт один или когда присоединяется к какой-либо секте. Оба этих случая запрещены.
Аллах عزَّ و جلَّ говорит в Куръане:
وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا
Крепко держитесь за вервь Аллаха/ за религию Аллаха все вместе и не разделяйтесь…
Сура «Алю Имран», 103 аят.
وَاعْتَصِمُوا/ Крепко держитесь
بِحَبْلِ اللَّهِ/ религии Аллаха
جَمِيعًا/ вместе.
Здесь приказ держаться не только религии Аллаха, но также приказ: جَمِيعًا — вместе.
وَلَا تَفَرَّقُوا/ и не разделяйтесь.
8. Джихад الجِهَادُ
Слово «джиɦа́д» происходит от слова جَهْدٌ/джаɦд: усердие, и совершать джиɦа́д — это фард.
Любая вещь, где ты усердствуешь ради возвышения ислама, это джиɦа́д جِهادٌи иджтиɦад اجْتِهادٌ и это фард.
Усердие ради того, чтобы получить Довольство Аллаха عزّ وجلّ, это джихад, и это одна из обязанностей человека: проявлять усердие ради Довольства Аллаха عزّ وجلّ, — то есть, чтобы Аллах عزّ وجلّ не остался им недоволен. Человек должен стремиться получать знаний, действовать в соответствии с этими знаниями, стараться не совершать грехов, распространять ислам, находиться в джамаате, останавливать фасад, зульм и фитну, и это всё — джихад.
И надо знать, что в каждом из восьми вышеперечисленных пунктов есть ещё подвиды, разъяснение: تفصيل/ тафсыль.
Например, благие дела бывают разных видов; выполнять столпы ислама/ أركان الإسلام/ аркяну ль-ислам тоже относится к благим делам.
Такъуа تقوى — отстранение от греха, но грех бывает разным.
Иман имеет несколько видов; иман биЛлях, куда входит познание Аллаха, и другие виды.
Таухид; поклонение — один из видов таухида.
И надо знать, что ислам, объясняя один момент, часто автоматически затрагивает его противоположную сторону. Например, любовь к Аллаху — условие ислама. Соответственно, ненависть по отношению к Аллаху — харам и куфр. Любовь к Аллаху — это часть имана, даже это и есть иман; получается, ненависть к Аллаху — это куфр.
Ислам говорит о храбрости, как об обязательном качестве мусульманина; тогда трусость — это запрещённое и порицаемое качество.
Итак, в этих восьми вещах есть своя истина:
1. Иман/ الْإِيمَان
Это значит, что не должно быть куфра, и если куфр есть, то иман аннулируется.
2. Таухид/ التَّوْحِيد
Это значит, что не должно быть ширка, потому что наличие ширка аннулирует таухид.
3. Знание/ عِلْمٌ/ ’ильм.
Не должно быть جَهْلٌ/ джаɦля/ невежества.
4. Праведные дела العَمَلُ الصَّالِحُ/ ’амалю салих.
Перед человеком стоит два вида прав, которые он обязан выполнять: права Аллаха عزّ وجلّ и права людей. Выполнять эти права и не нарушать их это и есть праведные дела (العَمَلُ الصَّالِحُ).
5. Такъуа/ التَّقْوَى
Такъуа — это отстраняться от харама, не делать харам, — то есть, не совершать грехи и выполнять ваджиб. Когда человек совершает грехи, он не может быть مُتَّقين/ муттакын.
6. Таблиг̇/ التَّبْلِيغُ
Распространять ислам — то есть, не скрывать истину, не скрывать знания.
Если человек сам не может распространять ислам, ему надо помогать тем, кто это делает, и звать людей туда, где объясняют ислам, показать то место, где правильно объясняют ислам.
7. Джамаат/ الجَمَاعَةُ
Это означает, что не должно быть разногласий, разделений и каких-то группировок.
8. Джиɦад/ الجِهَادُ
Джиɦад — это значит, что нужно проявлять усердие ради Довольства Аллаха عزّ وجلّ, и это усердие обязательно. И, наоборот, не должно быть лени, трусости, небрежности и проявления слабости.