«Аль-фитра» — это الْخِلقة «аль Хылька» – создание, творение, а также это слово имеет значение الطبيعة «ат-табиа» – природа, естество, врожденное состояние.
الفِطرةُ اصطلاحًا: هي الطَّبع السَّويُّ، والجِبلَّة المُستقيمةُ التي خُلِقَ النَّاسُ عليها – Аль-Фитра в значении истилях (шариатское значение) – это те качества человека, с которыми он рождается, его врожденное, природное, естественное состояние.
Человек не рождается с плохим нравом, он не рождается вором, убийцей, притеснителем, нечестивцем и так далее. Врожденное состояние человека отвергает зло, несправедливость, нарушение прав, и, наоборот, оно тянется к добру, хорошему отношению и справедливости.
Корнем слова «الفِطْرَة» фитра является слово فطَرَ «фатара» — сотворил.
Тот, кто творит является فاطِر «Фаатыр» — Творец, а то, что творят, является مَفْطور «мафтур» — сотворенным, творением.
الْفَاطِرُ «Аль-Фаатыр» — это одно из прекрасных имён Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, что означает الْخَالِقُ المُوجِدُ المُنْشِئُّ – Аль-Халику, Аль-Мууджиду, Аль-Муншиу, — тот, кто создаёт из ничего, тот, кто является первосоздателем, который не нуждается в материале или в примере, который создаёт без примера, он создаёт то, чего ещё не было, чему нет подобия, и он не нуждается в причинах и способах.
Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куране говорит об одном из му‘минов (верующих), который, когда его убивали, сказал:
وَمَا لِىَ لَآ اَعْبُدُ الَّـذِىْ فَطَرَنِىْ وَاِلَيْهِ تُرْجَعُوْنَ
«и почему же мне не поклоняться тому, который «فَطَرَنِىْ фатарани» (сотворил меня) и к нему мы вернёмся»
Сура «Ясин», аят 22.
Значение этих слов состоит в том, что человек изначально сотворён таким, который хочет и любит поклоняться только Аллаху عَزَّ وَجَلَّ, потому что это его фитра, то есть, это его естественное, врождённое состояние. Если человек с рождения не приобретёт неправильного воспитания из окружающей его среды, то он обязательно останется на своей фитре, и будет поклоняющимся только Аллаху عَزَّ وَجَلَّ, будет на таухиде.
Человеку, чья фитра не испорчена, ему не нравится, когда он совершает что-то плохое, он чувствует себя виноватым, и наоборот, ему нравится, когда он совершает благие дела, он чувствует себя счастливым, и это потому, что это заложено Аллахом عَزَّ وَجَلَّ в фитре человека.
Нужно отметить, что фитра бывает двух видов:
1. Фитра, которую создал Аллах عَزَّ وَجَلَّ
2. Фитра, которую человек изменил, испортил, которую он взял из окружающей его среды.
Например, когда ребёнок с детства смотрит фильмы, где показывают, что главные герои являются преступниками, убийцами, прелюбодеями, ворами, алкоголиками и наркоманами, то это непременно оказывает влияние на его фитру, и она портится, в результате чего, вырастая, он может стать таким же преступником, ему может нравится такой образ жизни, и наоборот ему будет не нравится благой и правильный образ жизни.
Аллах عَزَّ وَجَلَّ назвал ислам фитрой человека, потому что ислам – это именно то, чего желает естественная природа человека. Ислам говорит, что поклонение должно быть только одному Аллаху عَزَّ وَجَلَّ, ислам говорит, что к родителям нужно делать ихсан (благо), ислам говорит, что бедным и нуждающимся нужно помогать, ислам говорит, что нужно спасать и защищать людей от фитны, фасада и зульма (смута, нечестие и несправедливость), ислам запрещает причинять вред, ислам призывает к скромности, ислам запрещает нарушать права Аллаха عَزَّ وَجَلَّ и Его творений, и так далее – все приказы и запреты ислама полностью соответствуют естественному, природному состоянию человека, и поэтому, когда человек исповедует ислам, он становится по-настоящему счастливым.
Аллах عَزَّ وَجَلَّ в Куръане говорит:
فَاَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّيْنِ حَنِيْفًا ۚ فِطْرَتَ اللّـٰهِ الَّتِىْ فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْـهَا ۚ لَا تَبْدِيْلَ لِخَلْقِ اللّـٰهِ ۚ ذٰلِكَ الدِّيْنُ الْقَـيِّـمُ وَلٰكِنَّ اَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُوْنَ
Обрати свой лик к религии, как ханиф. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого.
Сура «ар-Рум», аят 30.
«так обрати же своё лицо к «ад-дину» ханифом — это фитра Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, на которой Аллах عَزَّ وَجَلَّ сотворил человека. Нет изменения творению Аллаха عَزَّ وَجَلَّ — это религия прямая, однако, многие люди не разумеют».
«так обрати же своё лицо к «ад-дину» «ханифа» — к религии ханифа; религия ханифа -это такая религия, в которой нет каких-то примесей, в которой нет многобожия, притеснения, нарушения прав, зла, это такая религия, которая несёт в собой порядок, гармонию, справедливость и так далее.
И дальше в этом аяте Аллах عَزَّ وَجَلَّ говорит: «это фитра Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, на которой Аллах عَزَّ وَجَلَّ сотворил человека», то есть Аллах عَزَّ وَجَلَّ здесь сообщает, что ислам и есть фитра, которая присуща каждому человеку с рождения, ислам и есть то природное и врождённое качество человека.
И дальше: «нет изменения творению Аллаха عَزَّ وَجَلَّ», то есть, о, люди, не меняйте вашу фитру, не искажайте религию Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, о люди, вы рождены муслимами, так не становитесь же кафирами, не меняйте свою религию, на которой вы рождены.
В этом великом аяте Аллах عَزَّ وَجَلَّ сообщает нам, что каждый ребёнок, каждый новорожденный рождается на исламе, который и является его фитрой.
Имам аль-Бухари говорит:
لاَ تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ: لِدِينِ اللَّهِ
«нет изменения творению Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, то есть, нет изменения религии Аллаха عَزَّ وَجَلَّ ».
Поэтому те люди, которые противостоят исламу или возражают против ислама, или им что-то не нравится в исламе, то эти люди, на самом деле, возражают сами себе, возражают и противятся своей фитре, своему врождённому природному состоянию, и происходит это только лишь потому, что их фитра стала испорчена той средой, в которой они выросли, и они сами не осознают этого.
Хадис № 49
حَدَّثَنَا عَبْدَانُ، أَخْبَرَنَا عَبْدُ اللَّهِ، أَخْبَرَنَا يُونُسُ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، أَخْبَرَنِي أَبُو سَلَمَةَ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ, قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:» مَا مِنْ مَوْلُودٍ إِلَّا يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ، فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ وَيُنَصِّرَانِهِ أَوْ يُمَجِّسَانِهِ كَمَا تُنْتَجُ الْبَهِيمَةُ بَهِيمَةً جَمْعَاءَ، هَلْ تُحِسُّونَ فِيهَا مِنْ جَدْعَاءَ»، ثُمَّ يَقُولُ أَبُو هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: فِطْرَةَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا لا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ (سورة الروم آية 30
[صحیح البخاري:1359،صحیح مسلم:2658]
Имам аль-Бухари говорит: рассказал нам Абдан; сообщил нам Абдулла; сообщил нам Юнус от Зухрийи; рассказал мне Абу Саляма бну Абдурахман, что Абу Хурайра رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ сказал:
«сказал посланник Аллаха ﷺ: «каждый новорожденный рождается на фитре, но затем его родители делают из него иудея, христианина или маджуса. Это подобно тому, как рождается животное целиком; разве находите вы у него отрезанный орган?» Затем прочитал Абу Хурайра: «Фитра Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, на которой он сотворил людей, нет изменения творению Аллаха عَزَّ وَجَلَّ — это религия прямая» (Сура «ар-Рум», аят 30).
Сахих Аль Бухари 1359, Сахих Муслим 2658.
И в другом риваяте сказано:
لَيْسَ مِنْ مَوْلُودٍ يُولَدُ إِلَّا عَلَى هَذِهِ الْفِطْرَةِ
«нет такого новорожденного, который был бы рождён не на этой фитре!»
Сахих Муслим, 2658.
А также в другом ривате:
مَا مِنْ مَوْلُودٍ يُولَدُ إِلَّا وَهُوَ عَلَى الْمِلَّةِ
«кто бы не родился, тот рождается исключительно на «миллят» (религии)!»
Сахих Муслим, 2658.
И в другом риваяте:
إِلَّا عَلَى هَذِهِ الْمِلَّةِ
«исключительно на этой «миллят» (в Исламе)».
Сахих Муслим, 2658.
То есть, каждый ребёнок рождается в Исламе, даже если это ребёнок кафира (не муслима).
Имам аль-Бухари говорит:
وَالْفِطْرَةُ الإِسْلاَمُ – «и фитра — это Ислам» (Сахих аль-Бухари).
Здесь посланник Аллаха ﷺ перечислил три основных вида кафиров: иудеи, христиане и маджусы, и маджусы бывают разных видов: среди них есть те, которые поклоняются огню, солнцу, разным идолам и так далее.
И в другом риваяте после иудеев и христиан, сказано:
أَوْ يُشَرِّكَانِهِ
«…или (делают его) мушриком»
Джамиу Тирмизи 2138, хадис сахих.
Дальше посланник Аллаха ﷺ приводит пример животного, которое рождается целиком, без каких-то отрезанных органов, но затем люди ампутируют ему уши или какой-то другой орган.
Так в другой версии сказано:
حَتَّى تَكُونُوا أَنْتُمْ تَجْدَعُونَهَا
«…но затем вы ампутируете ему (этот орган)»
Сахих Аль Бухари 6599.
Здесь мы видим также, что понимание сподвижников на том, что под фитрой имеется ввиду «ислам».
Также нужно знать, что этот хадис не означает, что если ваши родители сделали вас не мусульманами, то с вас снята ответственность.
Отец Ибрахима был кафиром, мушриком и врагом Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, но Ибрахим عليه السلام остался на своей фитре и не подчинился своему отцу.
И в другом риваяте сказано:
حَتَّى يُبَيِّنَ عَنْهُ لِسَانُهُ
А также:
حَتَّى يُعَبِّرَ عَنْهُ لِسَانُهُ
«пока не обличит его язык/пока не станет он произносить своим языком»
Сахих Муслим, 2658.
То есть, когда человек становится совершеннолетним и скажет, что он не является муслимом, то с этого момента он будет считаться кафиром.
И в одном риваяте передаётся, что сподвижники спросили:
يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَفَرَأَيْتَ مَنْ يَمُوتُ صَغِيرًا، قَالَ: اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ
«О, посланник Аллаха ﷺ, что ты скажешь о ребёнке, который умер маленьким? Он сказал: «Аллах عَزَّ وَجَلَّ знает о том, что они совершали».
Сахих Муслим, 2658, Сунан Абу Дауд, 4714.
Нужно знать, что эти слова посланник Аллаха ﷺ сказал по своему мнению, не по Откровению, и доводом на это является другой хадис в «сахих» аль-Бухари, в котором сказано, что дети кафиров тоже в Раю, и это правильно, потому что это соответствует общему правилу ислама, а именно то, что несовершеннолетний человек не является мукалляф (ответственным). Поэтому является ошибкой на основе этих слов посланника Аллаха ﷺ сделать такой вывод, что дети тоже могут попасть в Ад.
И в другой версии сказано:
فَإِنْ كَانَا مُسْلِمَيْنِ فَمُسْلِمٌ كُلُّ إِنْسَانٍ تَلِدُهُ أُمُّهُ يَلْكُزُهُ الشَّيْطَانُ فِي حِضْنَيْهِ إِلاَّ مَرْيَمَ وَابْنَهَا
«и если (его родители) были муслимами, то и он муслим. Шайтан колет каждого человека в бок, когда он рождается, кроме Марьям и её сына (Иса)».
Сахих Муслим, 2658.
Здесь нужно знать, что то, что шайтан колет новорожденного в бок, то это относится к тем исключительным случаям, когда человек чувствует это физически, и в этом есть определённая мудрость Аллаха عَزَّ وَجَلَّ, и заключается она в том, что с самого рождения человек сталкивается со своим главным врагом — шайтаном, который будет всячески пытаться навредить ему и сбить его с пути Аллаха عَزَّ وَجَلَّ.
Понимание хадиса
فِقْهُ الْحَدِيثِ (Пользы хадиса)
1. Мы поняли, что ислам является фитрой человека.
2. Ислам не нравится только тем, чья фитра испорчена.
3. Если человек живёт по Исламу, то он живёт по своей фитре.
4. Чтобы сохранить природу, людям необходимо вернуться сначала к своей фитре, к своей природе.
5. Ислам запрещает причинять вред окружающей среде, и поэтому жизнь, согласно исламу, автоматически будет способствовать сохранению природы.
6. Основная причина всех проблем человечества заключается в том, что они оставили свою фитру.
7. Мы поняли, что мусульманину нельзя отдать ребёнка в такую школу, где его будут делать не мусульманином, кроме, как если родители сами будут объяснять и обучать его правильным убеждениям и разъяснять ему заблуждения людей, чтобы он сторонился их. В таком случае учёба в таких школах может, наоборот, даже быть полезной, потому что есть много знаний, которые сегодня дают именно в школах кафиров, и детям мусульман необходимо обладать ими, а также такой ребёнок будет более способным противостоять искушениям и нападкам на ислам.
8. Каждому человеку необходимо вернуться в ислам.
9. Человек, не живущий по исламу, не может быть счастливым, так как он живет в противоречии со своим естеством.
10. Фитра человека является инструкцией, по которой он должен жить. Если человек использует какую-то вещь не по инструкции, то она рано или поздно выйдет из строя, то же самое и с самим человеком.
11. Мы поняли, что воспитание детей является очень важным аспектом в нашей жизни, и на нас лежит ответственность за это воспитание.
12. Мы поняли достоинство Марьям и Исы عليه السلاما.
13. Некоторые люди ошибочно поняли, что слова «нет изменения творению Аллаха عَزَّ وَجَلَّ » являются доводом на то, что стричь бороду является харам, потому что в одном хадисе сказано, что борода относится к фитре человека. Здесь есть некоторое недоразумение, потому что нужно понимать эти слова правильно.
Дело в том, что слова «нет изменения творению Аллаха عَزَّ وَجَلَّ », в первую очередь, означают «нет изменения религии Аллаха عَزَّ وَجَلَّ ».
Изменение религии бывает как изменение самой религии, то есть, когда человек меняет ислам на другую религию, а также изменение в самой религии, то есть, когда человек искажает религию, делая харам халялем, или, наоборот, халяль харамом и тому подобное, то есть, нужно понимать, что есть «фитра» в общем значении как «религия», а есть вещи, которые входят в эту фитру, и среди них есть то, что является ваджиб (обязательным), и то, что является мустахаб (желательным). Так, например, искажение лица, тела и так далее, является харам, как, например, пришло в хадисе, что запрещено точить зубы, делать татуировки, полностью выщипывать брови и так далее, но, что касается бороды, то, несмотря на то, что в хадисе сказано, что она является из фитры, она тем не менее является из дел «мустахаб», потому что она перечислена в этом же хадисе с другими делами, которые также являются «мустахаб».
Обратим внимание на этот хадис:
عَشْرٌ مِنَ الْفِطْرَةِ: قَصُّ الشَّارِبِ، وَإِعْفَاءُ اللِّحْيَةِ، وَالسِّوَاكُ، وَاسْتِنْشَاقُ الْمَاءِ، وَقَصُّ الأَظْفَارِ، وَغَسْلُ الْبَرَاجِمِ
«Десять вещей относятся к фитра: подстригание усов, оставление бороды, чистить (зубы) сиваком, полоскание носа, подстригание ногтей и мытье суставов». Сахих Муслим, 261.
Мы видим, что в этом хадисе перечислены определённые действия, которые являются фитрой, однако, они не являются ваджиб, но являются «мустахаб», то есть, если человек не будет делать что-то из этого, то Аллах عَزَّ وَجَلَّ не наказывает его, однако, если он будет это выполнять, то ему будет награда от Аллаха عَزَّ وَجَلَّ .
Поэтому в вопросе изменение фитры есть тафсыль (различение), то, что ислам назвал ваджиб, то и будет ваджиб, а то, что мустахаб, то и будет мустахаб.