Аллах عَزَّ وجَلَّ в Куръане говорит:
يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُبِينٌ
О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком (полностью) и не следуйте по стопам шайтана. Поистине, он для вас явный враг!
Сура «Аль-Бакара», аят 208.
يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا – О те, у которых есть иман (о, обладатель имана)
Перевод: «О те, которые уверовали» недостаточен, потому что «آمَنُوا» — это «иман» и не всегда переводится «вера», необходимо переводить «у которых есть иман», потому что «иман» это больше, чем «вера».
ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً – входите в ислам полностью (целиком, совершенно)
وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُبِينٌ — и не следуйте по стопам шайтана. Поистине, он для вас явный враг!
Потому что шайтан идет в Ад, и он хочет ввести вас в Ад тоже, потому что он для вас явный враг.
«فِي السِّلْمِ یعنی فِي الْإِسْلَامِ»
«السِّلْمُ : الطَّاعَةُ» — подчинение Аллаху – это и есть «ислам».
Здесь слово «السِّلْمِ» (ас-сильм) — это синоним слова «аль-ислам», и это одно из названий ислама. Оба эти слова имеют одно значение, а именно: «الطَّاعَة» (ат-таатун) — подчинение, то есть, в аяте имеется ввиду: полноценное вхождение в ислам.
«كَافَّةً: كامِلة» — полностью, целиком.
То есть, те, у которых есть иман, действуйте по исламу полностью, ничего не оставляйте.
«خُطُوَاتِ: خُطْوَةٌ» — «шаг», то есть, не делайте те шаги, которые делает шайтан, и не идите туда, куда идет шайтан.
Приказ Аллаха عَزَّ وجَلَّ:
ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً – входите в ислам полностью (целиком, совершенно) – и это значит: действовать по Откровению, по Куръану и Сунне.
Итак, полноценное вхождение в ислам включает в себя три компонента:
- «Аль-фараид» (обязательные дела) — это то, что Аллах عَزَّ وجَلَّ сделал для нас фардом (обязательным), и кто не выполнил «фард», то это грех, и за это следует наказание. Это такие дела, как, например, иман, таухид, аркануль ислам (столпы ислама), таблиг (донесение), аль-джамаа (сплоченность), братство, аль-хукук (выполнение прав), ихсан по отношению к родителям, ахлак (хороший нрав), благодарность и так далее.
- «Аль-махарим» (запрещенные дела) – это то, что Аллах عَزَّ وجَلَّ сделал для нас «харам», и совершение чего является грехом, и это влечёт за собой наказание. Это такие дела, как, например, ширк, куфр, зульм (притеснение), фасад (порча), бидаъа (нововведения в религию), все виды обмана, воровство, убийство, прелюбодеяние, коррупция, употребления опьяняющих средств, ростовщичество (рибаъ), злословие, зависть, трусость, лень, показуха, отстранение от джамаъата, делиться на группы, клевета, нарушать договора, нарушать доверие, невежество (джахль), принимать чьи-то слова в религии без довода, считать «слабый хадис» религией, порывать отношения с мусульманами, не разговаривать с мусульманином, сплетни и так далее.
- «Аль-мустахаббат» или, по-другому, «ан-науафиль» (желательные или добровольные действия) — это то, за выполнение чего есть награда от Аллаха عَزَّ وجَلَّ, и за невыполнение чего нет наказания и это не грех. Это такие действия, как, например, зикр после намаза, чистить зубы сиваком, дополнительные посты не в Рамадан, дополнительные молитвы, как, например, тахаджуд, отращивание бороды, садака, помимо закята и так далее.
Получается, что нельзя оставлять то, что является «фард», и нельзя совершать то, что является «харам», потому что все это является грехом.
Ни в коем случае нельзя говорить, что с течением времени из религии можно что-то убрать или изменить из «фараидов» (обязательных действий в религии), или сказать, что какой-то «харам» сегодня будем считать разрешенным «халялем», так как это будет «куфром акбар».
В исламе немного вещей, которые являются «фардом», и ограниченное число запрещенных действий «харам» и для человека легко придерживаться этого, и, помимо это, ислам сказал, что в вынужденных ситуациях (болезнь, голод и так далее) человек может не совершить «фард», и может совершить «харам», и это не будет грехом. И ещё ислам говорит, что если человек все-таки совершит грех, то он должен покаяться, и когда человек совершить покаяние (тауба), то аннулируются его грехи, будто он не совершал этот грех.
Помимо этого, в исламе есть «мустахаб» действия, и человеку нужно совершать их для получения награды и приближения к Аллаху عَزَّ وجَلَّ.
Итак, подведя итог вышесказанного, мы понимаем, что «войти в ислам полностью» означает выполнение дел «аль-фараид», оставление дел «аль-махарим» и признание дел «мустахаббат».
Передается хадис
وَمَا تَقَرَّبَ إِلَيَّ عَبْدِي بِشَيْءٍ أَحَبَّ إِلَيَّ مِمَّا افْتَرَضْتُ عَلَيْهِ، وَمَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إِلَيَّ بِالنَّوَافِلِ حَتَّى أ ُحِبَّهُ
[صحیح البخاري:6502]
Посланник Аллаха ﷺ передаёт, что Аллах عَزَّ وجَلَّ говорит:
«из всего, посредством чего приближается ко Мне мой раб, любимее (больше нравится) для Меня являются те дела, которые Я сделал для него фардом (множественное число «аль-фараид»), и не перестаёт приближаться ко Мне мой раб посредством добровольных дел «ан-науафиль» до тех пор, пока Я не полюблю его».
«Сахих» Аль-Бухари 6502.
Мы поняли, что «мустахаб» действия тоже нужно совершать, чтобы приближаться к Аллаху عَزَّ وجَلَّ.
В этом хадисе мы видим, что сам Аллах عَزَّ وجَلَّ разделил дела на «аль-фараид» и на «ан-науафиль» (мустахаб), и Аллах عَزَّ وجَلَّ объяснил, что «фард» — это высшая степень, через которые человек больше приближается к Аллаху, но «мустахаб» действия тоже являются хорошими способами приближения к Аллаху عَزَّ وجَلَّ.
Итак, основная разница между фардом и нафиль делами заключается в том, что дела, которые являются фардом, помимо убеждённости в них и принятия, необходимо выполнять их, то есть, действовать по ним. То есть, недостаточно просто признавать, что то или иное дело является фардом, однако необходимо ещё и выполнение этих «фараидов», в отличии от «навафиль» дел, выполнение которых не является обязательным, то есть, если не совершить такое дело, то не будет греха, однако, необходимо иметь убеждённость, то есть, верить, признавать и принять их.
Поэтому нужно знать, что даже если человек не совершает какое-либо из дел, которые являются науафиль, но при этом он принимает его в свои убеждения и считает его из религии, считает, что это дело является мустахаб, то такой человек является тем, кто вошёл в ислам полностью, потому что дела «мустахаб» не являются обязательными к выполнению. Нельзя говорить на такого человека, что он не вошёл в ислам полностью, что мы часто наблюдаем среди людей, как например, у какого-то брата нет бороды или она маленькая и ему говорят, что он не вошёл в ислам полностью, или какой-то брат не совершает все дополнительные намазы, не держит дополнительные посты и так далее, но при этом принимает их в свои убеждения, и считает их желательными действиями в религии, и ему говорят, что он не вошёл в ислам полностью, то такое понимание религии является ошибочным.
Однако, если человек не совершает дела, которые являются «фараид», или, наоборот, совершает то, что является «харам», то такой человек, несмотря на его убеждённость в них и принятие, не является тем, кто вошёл в ислам полностью, полноценно. Да, он является муслимом, он в исламе, однако его ислам не является полным, полноценным. Например, человек, который не изучает религию, не действует по религии и не распространяет ислам, то он не вошёл в ислам полностью, потому что получать знания, таблигъ и джихад являются фардом, также относительно таких дел, как ихсан по отношению к родителям, выполнение прав своей семьи, своих детей, выполнение прав людей, совершение обязательного намаза, пост в Рамадан и так далее, и если человек не совершает эти дела, то он не вошёл в ислам полностью, не является полноценным мусульманином (камиль муслим). Также если человек употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, оставляет джамаат, разделяется на группы, занимается воровством, обманом и так далее, то такой человек (совершающий дела (махарим) не вошёл в ислам полностью и человек, который не выполняет «хукукуль ибад» (права творений) тоже не вошёл в ислам полностью.
Человек будет полноценным мусульманином (камиль муслим) когда он выполняет все «фарды» и не оставляет их, и когда он оставляет «харам» и признает «мустахаб».
Человек, совершающий «харам» не является «камиль муслим».
Мы часто можем наблюдать, что у какого-то брата есть большая борода, короткие штаны, чалма на голове, арабская одежда и так далее, но при этом он может нарушать права своей семьи, права своих детей, то есть, он не даёт своим детям должного образования, не разрешает им учиться в школах, не способствует тому, чтобы его дети стали образованными и грамотными, и это является нарушением прав детей, и такой человек не вошёл в ислам полностью.
Человек полностью войдет в ислам только тогда, когда он будет убежден, что ислам – это полная религия, и то, что не доказано из Откровения, из Куръана и Сунны, то это не ислам. Человек должен сторониться нововведений, так как это «харам», человек не должен ничего принимать в религии без ясного (явного) довода.
Наш иман и наши дела должны соответствовать исламу, и мы должны считать, что ислам – это наша ответственность и обязанность, понимать Куръан и Сунну так, как это понимали сподвижники и получать Довольство Аллаха عَزَّ وجَلَّ является целью нашей жизни.
И если человек говорит, что он все признает в исламе, кроме какой-то вещи, то он не вошел в ислам полностью, и человек, который ставит свою нацию, традиции выше ислама, выше чем Куръан и Сунна, не вошел в ислам полностью.
Например, если человек говорит, что он все делает по исламу, но намаз он будет делать по мазхабу, то такой полностью не вошел в ислам.
Полностью войти в ислам – это не значит оставить все мирские дела, то есть, некоторые объясняют этот аят так: мирские дела вы должны совершать так, как об этом говорит ислам. На самом деле, существуют тысячи вопросов, которых нет в Откровениии, в Куръане и Сунне. Например, как создать самолет, какую-то другую технику и так далее.
Некоторые люди говорят, что ислам – это Откровение (Уахийю) и иджтихад, и поэтому для всех мирских вопросов должен быть иджтихад, который является частью ислама, частью религии и это является заблуждением.
А самом деле, «полностью войти в ислам» — это значит: действовать по Куръану и Сунне, выполнять права Аллаха عَزَّ وجَلَّ и выполнять права людей (творений).
«Хукуль ибад» (права людей), по-другому можно назвать «аль-ахляк» (нрав, нравственность), потому что «аль-ахляк» означает то, как человек относится к окружающим, то есть, такое поведение должно нравиться людям, а это и есть выполнение их прав.
Хадис № 55
حَدَّثَنَا عَبْدُ اللهِ بْنُ يَزِيدَ، حَدَّثَنَا سَعِيدٌ، حَدَّثَنِي ابْنُ عَجْلَانَ، عَنِ الْقَعْقَاعِ بْنِ حَكِيمٍ، عَنْ أَبِي صَالِحٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » أَكْمَلُ الْمُؤْمِنِينَ إِيمَانًا، أَحْسَنُهُمْ خُلُقًا
مسنداحمد:10817
Передал АбдуЛлах ибн Язид, которому передал Саид, ему передал ибн ‘Адьжлян от аль-Каъка́и ибн Хаки́ма, а тот от Абу Салиха, который передал от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Иман полнее у того мусульманина, чей нрав лучше!»
Муснад Ахмад 10817, хадис хасан.
أَكْمَلُ الْمُؤْمِنِينَ إِيمَانًا، أَحْسَنُهُمْ خُلُقًا — Более полный иман у того муъмина, у которого лучше (красивее) нрав (ахляк).
Нужно отметить, что этот хадис передаётся и с другими словами «لَفْظٌ» «множественное число أَلْفَاظ», но все эти остальные слова являются недостоверными (даиф).
Из этого урока мы поняли:
- Когда человек выполняет права Аллаха عَزَّ وجَلَّ и права людей, то у него иман становится полным, и в «полный иман» входят дела.
- Ислам — это убежденность «якын» и нрав «ахляк», то есть, исправить свои мысли и поведение и это «резюме» психологии. убеждённость и дела в соответствии с ней, которые подразумевают выполнение прав Аллаха عَزَّ وجَلَّ и прав Его творений.
- Мы поняли, что иман бывает камиль (полный) и «накыс» (неполный), и в «камиль иман» входят дела, то есть, дела относятся к иману.
- Мы поняли, что «أنَّ الإيمانَ يَزيدُ ويَنقُصُ» — иман увеличивается и уменьшается.